Рецензия на книгу
Яма
Александр Куприн
Аноним30 сентября 2014 г.Тяжело читалось - тяжело теперь и пишется о ней, книге.
Но пара слов, пара мыслей так и просятся наружу.Куприна я люблю и уважаю с детства. Его "Олеся", "Гранатовый браслет", "Поединок" мною трепетно любимы до сих пор, каждый по-своему. Его язык и образ мыслей мне очень понятен и близок. О "Яме" я слышала давно, но справедливо решила, что до неё надо дорасти. Чтобы, во-первых, не травмировать неготовую психику, во-вторых, чтобы глубже и объективнее понять ту мысль, что хочет сказать автор.
Что такое оказалась "Яма"? Куприн жил, когда в моду входил символизм (особенно в поэзии). "Яма" - это и название улицы Ямской, что самое безобидное; это и название того, во ЧТО превратилось тело женщины, когда она стала проституткой.
Сточная клоака всех удовольствий города"Яма" - это и намек на могилу, место куда напрямую могут уйти из своей жизни большинство проституток. И самое страшное, что хотел показать Куприн: чаще всего, как ни пытайся вырваться, какие бы проЕкты не строили сочувствующие слои общества, само же общество указывает только один путь. Жизнь проститутки безнадежна.
Но главное не то, что пути нет (путь Тамары отчасти показывает, что есть пути, но вряд ли его можно назвать достойной альтернативой), а то КАК и КТО попадает в проститутки. Вот где язва общества. Бороться нужно ведь не с симптомами, убирая и ищя пути тому, что уже появилось, бороться нужно с самой причиной и источником проблемы. Логически не будет источника, сама проблема кончится. Ведь в проститутки попадают самые незащищенные молодые девушки: служанки, приехавшие из деревни крестьянки и ничего не знающие, падчерицы без родного отца и при нерадивом отчиме и т.д. Н е з а щ и щ ё н н о с т ь - главный бич общества. А похотливость и необходимость куда-то сливать излишки невоздержанного плотского желания - это лишь второстепенно, не надо это оправдывать. Не было бы куда сливать, было бы два пути: 1) мужчины научились бы сдерживать себя (идея в духе прогрессивного высокоразвитого студенчества 19 века), 2) насилию начали бы подвергаться жены, матери, сестры приличных семей (явление проституции отчасти спасает их, принимая всю жертву на себя). Но первое невозможно, ибо слишком многое нужно менять в человеке, а второе привело бы к войне.
И после хоть сколько угодно можно пробовать забрать одну девушку (как Лихонин), это всё равно песчинка в море. За редкостью таких случаев, да и сам исход случая с Лихониным показал, почему такие случаи будут редки.
Безнадежность - лейтмотив произведения. Потому так и тяжело писать об этом.
Сами девушки при этом показывают себя очень цельными яркими сильными натурами. От того больнее, что не сбывается детский рассказ взрослых, что в падшие женщины попадают только самые плохие и опустившиеся. Нет, девушки не плохие и не опустившиеся. Одни читают книги, пусть и самые дешевые, другие не теряют задора в общении с простыми прохожими на улице, у них есть свои симпатии и они держатся друг за друга, выручают и защищают друг друга. И получается, "самая плохая падшая женщина" - отзывчивая и по-своему добрая. Пример с обучением Любы показывает, что эти девушки внутри такие же живые и готовые к общению, они не гниют и разлагаются, хотя сложно с таким образом жизни не поддаться ему. Они вообще как дети, беззащитные дети. Может, чересчур ярко симпатии автора на их стороне и слишком они все хорошие? Зато показательно! Это же художественное произведение, а не дневниковый отчет о своих похождениях.
"Яма" далась мне тяжелее Всеволода Крестовского "Петербургские трущобы" (там тоже тема проституции раскрыта хорошо, даже больше уделено вниманию именно пути попаданию в такой образ жизни), но и осадок оставила глубже. А обдумать еще есть что...
443