Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Борьба с демоном: Гельдерлин. Клейст. Ницше

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним27 сентября 2014 г.

    Три великих человека… Три трагичных истории.

    С. Цвейг в своей неподражаемой манере рассказывает нам о героических людях, у которых в судьбе обнаруживается разительное сходство: «как будто для них был составлен один гороскоп».


    «Все трое гонимы какой-то сверхмощной, в известной мере сверхъестественной силой из уютного «я» в гибельный циклон страсти и преждевременно кончают свой путь в ужасном помрачении ума, в смертоносном опьянении чувств безумием или самоубийством»

    Этот вечный двигатель для них – Внутренний Демон, но не в его мифологически - религиозном понимании, это то врожденное беспокойство, что ни на минуту не прекращает терзать своего хозяина, та частица первобытного хаоса. Человек переживает под знаком своего Демона раздвоенность, когда этот вечный хаос тянет вперед, а душа стремиться назад к человечеству.


    «Все, что предательски толкает нас за пределы нашего существа, наших личных интересов, к опасности, к неведомому, к риску все это исходит от демонической части нашего «я».

    Ф. Ницше – первый герой, философ, мыслитель, великий в памяти человечества, но одинокий в толпе своих друзей. Тот, над кем владеет Демон, не может соединить свою мятежную душу с кем-то. Он не встретит отклика или понимания со стороны своих современников. Этот болезненный юноша решил связать свою жизнь, но внутренний огонь хаоса столкнул его с респектабельной дороги профессорской жизни. Он неистово верил и терял надежду, он боролся и бессильно опускал руки, он стремился к вечному и не мог жить в настоящем. В его расстроенном, горящем мозге правило балом беспокойство.


    «Там, где самовластно царит демон, создается особый пламенно-порывный повышенный тип искусства: опьяненное искусство, экзальтированное, лихорадочное, избыточное творчество, судорожные взлеты духа, спазмы и взрывы, вакханалия и самозабвения, «мания» греков, священное, пророческое, пифическое, исступленное»

    На волне французской революции возрастает мятущийся дух Гёльдерлина, юного поэта, слишком хрупкого и нежного для этого мира. Всю свою жизнь юный романтик посвятил своей звезде – поэзии. В нее он вкладывал свои чувства, в ней искал утешения в одиночестве, в ней одной не был разочарован. Как бы ни был он молод, «трагическое чувство гибели рано приобретает власть над ним». Он был чужим даже для близких и, протянув свой век, ушел глубоким стариком, оставив после себя один единственный портрет, с которого на нас смотрит печально лицо непримечательного юноши.

    Генрих фон Клейст – третья фигура, чья звезда взошла на небе Германии, но не смогла победить своего Демона – упоения Смертью. Трудный характер и горящая душа толкала Клейста в объятия одиночества, туда, куда за ним не последовал ни один его близкий человек. От него отказались все, он не смог быть понятым даже теми, на кого так надеялся в своем метании. Но, в конце концов, он нашел человека, составившего ему компанию в его единении с Вечностью.


    «Он встречает женщину, почти чужую, которая благодарна ему за это странное приглашение. Она больна, приговорена к смерти, ее тело так же поражено раком, как его душа отвращением к жизни; неспособная к смелому решению, но тотчас заразившаяся его экстазом, погибающая позволяет увлечь себя в пропасть».

    После всех метаний и боли, он идет к Вечному Счастью, со смехом растворяя свою жизнь и жизнь спутницы в гулком выстреле.

    Все три истории тяжелы и печальны, тщетны были попытки героев справиться с гнетущим их Демоном страсти, любви, движения, стремления. Страдания – вот движущая сила Демона, они пронизывают жизнь Ницше, Гёльдерлина, Клейста. Но, в конце концов,


    «всякое страдание становится осмысленным, если ему дана благодать творчества. Тогда оно становится высшей магией жизни. Ибо только тот, кто раздвоен, знает тоску по единству. Только гонимый достигает беспредельности».
    14
    328