Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним25 сентября 2014 г.
    «Благодари судьбу за то, что тебе удалось присутствовать при конце века. Это был плохой век. Зато наш век» (с).

    Неожиданно для себя Ремарка я открыла поздно. Как-то умудрилась дожить до 26, не прочитав ни «Трех товарищей», ни «Жизни взаймы», ни «Западного фронта». Но вот однажды понеслось…. Последней остановкой нашего с ним "литературного романа" стала «Триумфальная арка». Наверное, самая жизненная и самая историческая книга Эриха.

    Антураж
    Как и во всем творчестве Ремарка, в «Триумфальной арке» есть главный герой-мужчина, у которого, конечно, наличествуют друзья. А еще есть смерть. Худые, умирающие женщины. Ночные рестораны. Кальвадос, коньяки, абсент, рябиновка, мятная настойка, в общем, вся винная карта Парижа тридцатых. Желание отомстить. Заголовки новостей, по которым можно учить историю. Ироничные политические шутки, которые в состоянии выдать только начисто аполитичные люди. Проститутки, нищие, изобретательные хитро*опые буржуа и другие осколки реальности довоенной Европы.


    «Спокойно прожить жизнь - вот что сегодня кажется самым невероятным приключением» (с).

    Сюжет
    Немецкий эмигрант нелегально занимается в Париже врачебной практикой. В его руках судьбы самых разных людей – от «тружениц» публичного дома до элиты французского общества. Однажды доктор Равик знакомится с женщиной…. С этого момента его и без того несладкая жизнь в сообществе других беженцев из Германии, проживающих в отеле «Интернациональ», катится под откос. Он попадется в лапы полиции, но будет освобожден. Не устанет её проклинать, но все равно испытает минуты счастья. Однако Жоан далеко не главное в жизни у «Триумфальной арки». В Париже Равика постоянно сопровождает «призрак» гестаповца, замучившего в нацистском лагере его первую любовь, и желание отомстить...

    Смыслы
    Как во всей этой серости «типичных тридцатых» умещаются традиционные категории классической литературы – дружба, любовь, верность, предательство, честь, не показной «беспаспортный» патриотизм? Понятно, что Ремарк нашел то, чего не хватало в те времена. Но почему все это не банально и сегодня? Может быть, он до мозга костей экзистенциален. Играет на страхе смерти и одиночества. Может быть, он не просто хороший писатель, но и хороший художник. Мир Ремарка всегда полон чувств, эмоций – самых разнообразных реакций на самые, казалось бы, обыденные поступки. Здесь не окажется случайной ни одна продавщица цветов, ни один полицейский или официант. Любое действие найдет в нас свой эмоциональный отклик. Заденет за живое.


    «Жоан сказала это на языке своего детства. Она слишком устала, чтобы говорить на другом» (с).

    Кому читать?
    Тем, кто считает, что история – скучный предмет.
    Женщинам.
    Мужчинам.
    Тем, кто разочаровался в любви.
    Ремарк напомнит нам, что иногда «любовь» – это слово, которого слишком мало, чтобы описать человеческие чувства. Человека можно ненавидеть, ждать, жалеть, мучительно пытаться забыть. Ты не знаешь, любишь его или нет, но если он всегда с тобой, ты никогда не сможешь от этого уйти. Он будет с тобой даже тогда, когда его не станет….

    ***
    Когда закончится история любви, начнется война. В день объявления Второй мировой только что потерявший Жоан Равик отправляется на работу. Нелегальный немецкий врач делает француженке кесарево сечение. И жизнь продолжается. В общем, все очень в духе Ремарка). И заканчивается не свадьбой и поцелуями, а традиционными сценами мужской дружбы).

    11
    44