Рецензия на книгу
Поселок
Кир Булычёв
Аноним22 сентября 2014 г.Кто бы мог подумать, что я настолько сильно соскучилась по качественной фантастике. В дни своего детства я зачитывалась Жулем Верном и Гарри Гаррисоном. Я так любила новые планеты, гостеприимные и кровожадные, любила мрачный холод космоса, любила отважных открывателей новых миров, а потом интерес к ним сменился чем-то другим. И вот, неожиданно для самой себя, я начала читать книгу, которая неведомо какими путями ко мне вообще попала. Должно быть, знак свыше. Эмоции от прочтения настолько сильные, что я смогу держать язык за зубами и буду спойлерить, как самый жуткий человек на земле.
Первое, о чем мне хотелось бы сказать, так это то, что любимая мною серия книг про Алису Селезневу, прочитанная так же в попытке вернуть чудесные годы детства, ни в какое сравнение не идет с «Поселком». Конечно, их не стоит даже и сравнивать, но различие между ними так явно бросается в глаза, что я не могу не сообщить во всеуслышание об этом различии.
В «Поселке» нет главного героя. То есть теоретически главный герой у нас Олег, а на практике каждый житель поселка более-менее активно принимающий участие в происходящих событиях, оказывается главным героем. По своему правым, и заблуждающимся тоже по-своему. В «Поселке» нет главного антигероя, потому что каждому, пусть на секунду-другую, предоставляется возможность побыть в шкуре того, кого я ненавижу. Эта ненависть быстро проходит, потому что эта ненависть ненастоящая, а человеческая, ненависть к поступку, из-за которого героя начинаешь презирать. Но этот поступок рано или поздно будет объяснен и принят любым читателем; Булычев так хорош в своем гуманном подходе ко всем своим персонажам, что у читателя просто не будет возможности не простить проштрафившегося героя. И в результате мы получаем такую замечательную группу в чем-то провинившихся людей, людей живых и настоящих, что просто не удается отвести от них глаз – так они хороши!
Второе, что зацепило меня, так это построение сюжета. Сюжет нетороплив, но настойчив. Незаметно, строка за строкой происходит полное погружение в незнакомый и чуждый мир, в котором любой цветок тебя мечтает если не съесть, то надкусить. События развиваются, герои становятся все ближе и ближе в своем несовершенстве, происходят значительные и незначительные события. Некоторые из них выбивают дух, некоторые воспринимаются как нечто собой разумеющееся, а потом – раз и резкий разворот. Так нелюбимый мой авторский прием «а через 20 лет случилось следующее» здесь сработал на всю катушку, углубляя прежде только нанесенные рамки представляемого мира. Но в момент, когда ты только приноравливаешься к повзрослевшим героям, все – раз! – и вновь меняется.
Экспедицию из трех человек тоже хотелось бы отметить. Все стандартно, все разделены на хороших и не очень приятных. Разделено быстро, четко. Кого-то я полюбила сразу. Кого-то сразу возненавидела. Не могу признаваться в любви к людям, которые живут, следуя законам инструкции. Но Клавдия удивила меня, и даже не один раз, и вот во второй раз я чуть не возненавидела ее так же сильно, как возненавидела страницей-другой позже Дика. На самом деле, мне очень хочется взять и сразу раскрыть все карты, но я не могу. Это волшебство, волшебство качественной фантастики, не получится раскрыть в рецензии – оно таится в строках замечательной книги, которую я, к своему счастью прочитала. И именно на страницах этой книги подняты так легко и с таким реализмом вопросы выживания. Кто-то ответит, что лучше умереть, чем выжить и в следующем поколении опуститься на ступень ниже того уровня, которого тысячелетиями достигали предки. Для кого-то выживание – самый обычный процесс, лишний раз доказывающий животное начало человека. И мне безумно понравилось то, что мы видим проблемы деградации со двух сторон – со стороны жителей поселка, отражающих разные точки зрения, и со стороны тех, кто прилетел.
Меня зацепила изворотливость автора. Как изощренно он оттягивает момент встречи двух миров. Как изящно почти сталкивает их, чтобы потом резко развернуть в разные стороны. Иногда, особенно под конец книги, я начала опасаться, что автор окажется еще и изощренно жесток, и все закончится старым-добрым «все умерли». Ошиблась ли я? Не так, чтобы со всеми героями. И все же я знаю, что каждое действие автора было единственным правильным. Не всегда гуманным. Не всегда добрым, но, как ни печально это признать, в результате мы получили качественную фантастику не о других мирах, а о людях, которые попадают в другие миры и смерти предпочитают выживание.962