Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
Аноним21 сентября 2014 г.Если бы книгу написали сейчас, то она называлась бы совсем просто - "Жизнь - боль"
У Гюго есть неоспоримый талант описывать страдания, лишения и трудности. А еще все мучения заканчиваются исключительно смертью. Даже неразделенная любовь. Да, потому что жизнь - боль, и никак иначе. К описаниям страданий и мучений он подходит очень тщательно, с душой. Во Франции страдают только так. Причем чаще всего это прекрасные девушки, наивнейшие и добрейшие создания, прекрасные душой и телом. Но в этой своей духовной красоте - удивительно наивные, что идет им исключительно во вред. Что Эсмеральда в "Соборе Парижской Богоматери", что Фантина в "Отверженных". Будь у них чуточку больше наглости или прозорливости - выкрутились бы и еще свое бы взяли. Но это был бы не Гюго. Это была бы не Франция. И символами страданий и самоотречения во имя любви стали бы другие персонажи. Поэтому так просто должно быть и все. Да, это ужасно. Но если бы их не было - мы бы не знали, что такое возможно. Они нужны, что бы в будущем люди задумывались о том, что нельзя обижать отверженную женщину, как бы низко она не пала. Ведь это чья то мать. Ведь это душа, которая не сама выбрала путь страданий. Ведь она когда то была невинной девушкой.
А Жан Вальжан... Его путь - основная сюжетная линия в книге. Его метания и его выбор - каждый раз тяжелые, мучительные. Я каждый раз не знала, что же он выберет. Ведь и там и там свои плюсы, свои минусы. Тот же выбор - спасти несчастного, которого приняли за него или нет. И я каждый раз думала "Ну зачем?", а потом оказывалось, что он правильно поступил. И я видела, что так действительно правильно, хоть и не сразу так могло показаться. Хотя мне кажется, что в самом конце он немного перегнул палку. Хотя можно понять, ведь он расстроился из-за Козетты. И слишком сильно сам себя наказывал. Он был мучеником.
Отдельно хочу сказать про Гавроша. Когда я начинала читать книгу, то не знала вообще ничего и никого, кроме Гавроша и его истории. В детстве у меня была советская детская энциклопедия, где писали про Гавроша отдельно. Поэтому я давно знала, кто он. И зная все подробности, заранее зная чем закончится его история, меня просто невероятно покорил этот персонаж! Он чудесный. Такой живой, яркий, выразительный, с хитринкой, но очень открытый, то как он помогал всем, журил детишек, бахвальствовал перед старшими, жертвовал собой не задумываясь, пел песенки и никогда не унывал. Таким небольшим описанием он меня покорил. Персонаж, о котором хочется думать, хочется его вспоминать. Каким бы он вырос? Кем бы он стал? Изменился бы он?
Кстати, сравнивала Гюго и Дюма... Пишут похоже и про Францию. Но мне кажется, что у Гюго, несмотря на огромнейшие кучи подробностей всего, что мало-мальски касается сюжета тем или иным образом, и длинные рассуждения обо всем в книге, а так же все исторические справки, которые он постоянно вставляет между сюжетными действиями, несмотря на все это - намного более выразителен, чем Дюма. Его персонажи настолько яркие, что я их запоминала и могла угадать, даже если они имя меняли (а имена здесь меняют часто). Я запоминаю их имена, их горести и даже их мысли и надежды. У Дюма часто приходилось с трудом вспоминать кто есть кто и кто кому кем приходится. И в страдания героев верилось труднее. Хотя, возможно, это не мой автор. Но что Мушкетеры (все тома), что Граф Монте-Кристо - персонажи стерлись со временем из памяти, осталось ощущение излишней напыщенности и, порой, картинности. А роман "Собор Парижской Богоматери" - буквально въелся в меня. Думаю, что роман "Отверженные" я тоже никогда не забуду. Все-таки Гюго мастер характеров и хитросплетений, пускай и с огромным количеством трагичности.
А еще я думаю, что каждую книгу Гюго надо читать по два раза. Иначе трудно оценить все его полеты мысли, идеи. Книги у него "проглатываются" невероятно быстро. Глаза перескакивают с абзаца на абзац, со страницы на страницу, ища нить сюжета - что же дальше? В такие моменты трудно сосредоточиться на подробностях битвы при Ватерлоо или подробных описаниях канализаций Парижа. Поэтому в первый раз читается сюжет, а второй раз можно прочитать все его подробности и мысли... Автор, которого надо перечитывать...
Мой итог - 10 баллов. Роман, который задевает за живое, буквально сотрясает тебя изнутри, всего тебя пронизывает. Невозможно остаться равнодушным после него...
1182