Рецензия на книгу
Midnight Sun
Stephenie Meyer
naitostuff17 марта 2024 г.С Сумеречной сагой я познакомилась после выхода первого фильма. Мне было 23, и конечно я загорелась этой историей. Я скупила все четыре книги, подсадила подругу и мы вместе ждали выхода фильмов. Даже, признаюсь, некоторое время героем моих фантазий был Эдвард Каллен. Но кто не безгрешен?
Так вот, в недавно рамках своей личной замороченной системы чтения я вышла на пункт "Перепрочтение любимых книг". Ну и решила, что а почему бы и не да? Все книги у меня расположены по хронологии, а не по дате выхода. Поэтому после прочтения "Сумерек", которые я одолела быстро и почти с теми же эмоциями, что и 15 лет назад, я решила, что надо прочесть "Солнце полуночи", как взгляд с другой стороны.
И что я хочу сказать? Давно у меня так не пригорало.
Не знаю, в чем феномен саги. Мне это до сих пор это непонятно. Я с удовольствием смотрю фильмы, когда вижу их по тв. Меня не бесят тощий торс Роберта Паттисона или открытый рот Кристен Стюарт. Меня не парит простенький язык Майер. Эмоции ее персонажей мне доступны и знакомы, даже если ты не подросток, легко вспомнить того мальчика, в которого была влюблена в 17, и как волнующе все было. И трагично кончилось (ха). И вообще у меня вся квадрология читается на одном дыхании.
Ну вот смогла эта тетка как-то завоевать умы миллионов. Не Роулинг, с ее многогранным миром, ее потрясающими героями, что главными, что побочными, что вообще мимокрокодилами. Которая из короткого рассказа на открытке про похождения Сириуса Блэка и Джеймса Поттера сделала конфетку. Да, это все не про Майер. Но мы там, где мы есть, ей это удалось настолько, что по ее персонажам выросли другие опусы (да, я хочу швырнуть камень в Эрику Л. Джеймс с ее дурацкими оттенками). Покажите мне еще такого автора, например у нас, который написал подобное бесхитростное чтиво, и по которому упарываются сотни тысяч подростов по всему миру. Я чет такого не знаю. Одно это вызывает уважение.
Но меня занесло. Так вот начиная читать "Солнце полуночи", я испытывала интерес (поначалу). Сразу после прочтения "Сумерек" события помнишь хорошо, и сравнивать обе точки зрения прикольно. Но чем дальше в лес, тем толще партизаны.
Через несколько глав Эдвард стал напрягать, потом раздражать, потом откровенно бесить.
И вот что я точно не могу понять, откуда взялся этот Эдвард, и как Майер додумалась выписать именно такого персонажа после "Сумерек". Наверное, спустя годы после выхода первой книги она забыла, каким он был или должен быть. И почему она вообще думает, что тот, кого она описала, романтичный герой. Да это антигерой, самый несексуальный и неприятный персонаж из всего вампирского населения саги. Притом что в "Сумерках" он у меня такого негодования не вызывал. Так пару мгновений легкого бубнежа в пространство на 900 страниц текста.
Начнем с того, что книга в два раза больше "Сумерек" и девяносто процентов всех событий - это мысли Эдварда, а Эдвард страдает нескончаемым мысленным поносом. Прямо фонтанирует. Уже через пару глав выносить его унылые страдания было невыносимо. То есть примерно 60 процентов каждой главы "Сумерек" глазами Эдварда составляло его самопоедание, даже не самобичевание. Остальные 40 - уже диалоги и все произошедшие в каноне события.
И когда я говорю много - ребят, мыслей реально много, и поток этих мыслей настолько однообразен, что просто не видно чего-то нового, что он бы уже не подумал. Сложно поверить, что этому хм существу сто с лишним лет. А ведь он, предполагается каноном, умен, образован, говорит на куче языков, пишет музыку, имеет степень по медицине и прочее. Казалось бы многогранный персонаж. Неа, нифига. Все эти подвиги ему приписаны, в "Солнце" он просто плоская картинка.
Конкретно в этой книге я не понимаю, как Белла может быть рядом с таким персонажем, любить такого персонажа, ведь там налицо большие проблемы с психикой. Парень произвел на меня впечатление истеричной школьницы в период пубертата с замашками абьюзера и собственника. Он постоянно ограничивает Беллу, одергивает, как ребенка, стремится делать какие-то вещи за нее, или запретить ей делать вообще, потому что "опасно", вдруг она упадет/ударится/сломает руку/ее засосет в унитаз. Утрирую, конечно, но таких моментов было нормально так. На каждый чих Беллы у Эдварда начиналась чуть ли не паника, как ее оградить от беды, и как сделать это за нее.
И после его фраз типа "я лучше вожу", когда он просто заставляет Беллу ехать пассажиром в своей же машине, или мысли "как она ездит за рулем этого грузовика и до сих пор не убилась", я просто орала в голосину от негодования. Помнится, потом в какой-то из книг, кажется в "Рассвете", до которой я еще не дошла, он купит ей навороченную машину и чуть ли не заставит ездить на ней, потому что пикап опасен. Несмотря на то, что свою старую машину Белла любит, и подарок ей не очень нравится.
Или то, как Эдвард запрещал своей семье общаться с Беллой. На многочисленные попытки Элис хотя бы просто поговорить с Беллой он постоянно ее резко осаживает и запрещает даже близко подходить. Хотя намерения у Элис были вполне приличные. Но у Эдварда словно какие-то исключительные права на свою зазнобу.
Будь я на месте Беллы, товарищ получил бы пинка под свой вампирский зад после нескольких подобных выкрутасов. Я конечно не ярая феминистка, но в "Солнце полуночи" столько триггеров, что от такого мужчины просто хочется бежать, волосы назад. Но у Беллы стокгольмский синдром и гормоны играют, не иначе, она за него потом и замуж выйдет, и ребенка родит.
И так всю книгу я была в недоумении. Унылый персонаж, депрессивный, неуверенный в себе, без конца обсасывающий одни и те же мысли: "Я ее когда-нибудь убью. Я чудовище. Почему она со мной. Надо оставить ее в покое. Но я не оставлю, пока она сама не попросит". Бесконечные перепады настроения. Вот он ей улыбается, а через минуту уже рычит или злится на какую-нибудь легкомысленную фразу. И в то же время зацикленный на Белле, как маньяк. Все эти описания бархатистой кожи, восхитительного запаха, умиление, восхищения любым ее поступком или фразой, а еще бесконечные сравнения с едой (шоколадные глаза, ванильный запах волос, или миндальный запах кожи и прочий абсурд) вызывали у меня тошноту. Эти сравнения с едой выглядят тем более нелепо, учитывая, что вся "человеческая" еда для Эдварда как минимум непривлекательна. И как ему может нравится "миндальный запах", если он миндаль в жизни не пробовал и в принципе не может считать его съедобным. Хотя бы вспомнить эпизод, как Белла заливала хлопья молоком, а Эдвард брезгливо морщился и недоумевал, как она это ест это отвратительное нечто. Но я мужественно продолжала читать дальше, несмотря на эти дурацкие описания.
Пожалуй, примирило с действительностью меня только раскрытие некоторых моментов, которые в "Сумерках" остались за кадром. Как поступили с парнем, который хотел напасть на Беллу в Порт-Анджелесе. Как проходила охота на Джеймса, и как он ушел из ловушки и изменил план. Как создавали легенду о падении Беллы и травмах после погрома в танцевальной студии.
Ну и сами Каллены. Элис, Эммет, Карлайл. Второстепенные персонажи были лучше, чем основной. К концу я уже радостно спешила дочитать, потому что ура, отмучилась!
В общем. Этой книге не нужно было появляться. Если в "Сумерках" многие моменты с точки зрения Беллы были сильно сглажены, то в "Солнце полуночи" абьюз прямо играет во всей красе. И это совсем не та Майер, книги которой мне нравились. Я просто обплевалась многократно от того, что пришлось читать. И это первый и последний раз я читала эту книгу. Из коллекции сразу после прочтения она вылетела со свистом. Сделаю вид, что ничего не было. В конце концов впереди меня ждет еще много нелогичных поступков Беллы, от которых я в свое время тоже орала белугой.9500