Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    stepanchik88818 сентября 2014 г.

    Сначала меня окончательно и бесповоротно околдовал мюзикл. Атмосфера, которую создавали актеры, заставляла бегать по моему телу толпу мурашек. Эта пресловутая фраза: "Книга лучше!" и желание продлить катарсис от знакомства с героями этого произведения заставили меня пойти в книжный. Изначальной уверенности одолеть это произведение не было, так как отношения с монументальной классикой у меня еще со времен школы складывались не особо гладко: Достоевский, Толстой, Гоголь утомляли мой неокрепший мозг уже к середине своих произведений. Но французский романтизм одержал победу над русским реализмом, звезды сошлись, время пришло и книга была прочитана за пару дней. Переворачивая страницу за страницей, я испытывала что-то сродное синдрому Стендаля :
    " Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей".
    Для меня вся эта история, все повествование рождено энергией страсти одного человека - Клода Фролло. Вся глубина этого образа меня пугает и завораживает. Он - плоть от плоти своего времени с его жестокими нравами, религиозными догматами, суеверными страхами, манихейским взглядом на добро и зло, но в то же время его душа, его внутренняя борьба не имеет конкретных временных границ. Поиск истины - религия, алхимия, полное разочарование и в том, и в другом; подавление истинной природы во имя социальных норм; борьба человеческих страстей и религиозных догм, желания и долга; и, в конце концов, переход за черту, крушение, разлом души.
    "Ученый – я надругался над наукой; дворянин – я опозорил свое имя; священнослужитель – я превратил требник в подушку для похотливых грез; я плюнул в лицо своему богу! Вся для тебя, чаровница! Чтобы быть достойным твоего ада!
    Все безумие его сжигающей страсти к, честно говоря, не очень впечатлившей меня цыганке - это трагедия человека, которого недолюбили, человека, который знает "как правильно", но не знает "как нужно", человека, не видящего за своей гениальностью кипящей лавы эмоций простого смертного, живущего в каждом гении. Сдерживаемая годами страстность и чувственность порой приводит к фатальным последствиям (сознание провело параллель с фильмом "Пианистка" Ханеке). Все роковые перипетии отношений Клода и Эсмеральды превосходно изложены в монологе архидьякона про паука и мушку - охотник и жертва, как же двойственны эти понятия. Вообще, все монологи Клода и Пьера в этой книге просто бесподобны! Монологи Клода заставляют буквально сгорать от чужой страсти, монологи Пьера заставляют улыбаться, получать дикое удовольствие от чужого умения так играть словами. Философия Гренгуара, его ироничное отношение к жизни - самое светлое, что есть в этой книге:
    "Я всегда упускаю случай быть повешенным. Такова моя судьба."
    О каждом из героев я готова говорить бесконечно, но думаю, что у каждого читателя после прочтения будут свои любимчики, выбрать будет из чего, так как второстепенные персонажи тоже прописаны великолепно. "Собор Парижской Богоматери" вкупе с Гюго заставили меня искать собственную трактовку таких понятий как душа, страсть и истина. А все, что заставляет думать, уже достойно высшей оценки!:)
    P.S. И не полюбить Париж после этой книги невозможно!

    7
    71