Рецензия на книгу
Рассказы в стиле Дзен - 2 (Останови войну в себе)
Михаил Карусаттва
Аноним13 марта 2024 г.Буддизм ведущий к цугундеру
Хороший шериф - мёртвый шериф (оценка 5)
Этот рассказ из настоящего сборника, на мой взгляд, является лучшим. Отзыв на него я написал ранее (Омерзительная восьмерка на пути к великолепной семерке).
Суд над реальностью (оценка 3)
Проповедь кровавого буддиста
Этот рассказ меня разочаровал. Во-первых, потому что в сюжете была допущена принципиально логическая ошибка. Речь о том, что на некоем судебном процессе, уже после вынесения приговора подсудимому, этому самому подсудимому предоставили возможность высказать последнее слово, что наверное сегодня уже не делают. Да и последнее слово, наверное, не должно быть таким, что называется, "за жизнь". Как он дошел до жизни такой, да почему он убил того, почему убил сего, да еще и в присутствии родственников жертв. Понятно, что автор приверженец буддизма, и этот самый подсудимый тоже. И этот буддист из подсудимого получился весьма кровавым. Однако, убивал он считая что избавляет от земных страданий. Хитрый автор закидывает такую мысль, мол, может быть он прав. И начинается то, чего не было в первом рассказе, от чего он только выиграл, высказывание на тему насколько буддизм лучше христианства. Но, на мой взгляд, буддизм-то у автора неправильный. От того и намек на предложение оправдать подсудимого.
Буддист в русской деревне (оценка 3)
Неправильно ты христианин бутерброд ешь
В этом рассказе автор продолжает проповедовать неправильный буддизм. Тут включается, как оказалось, не только пушкинский, но и байроновский прием прямого обращения автора к читателю, а также, сказанное в такой же доверительной форме, что вот этот рассказ полностью автобиографичен. Деревня, сразу скажу, у Михаила весьма продвинута по меркам Ленинградской области, потому что мне сразу бросился в глаза указанный факт, ходит человек по деревне из магазина в магазин. Не в каждой деревне Ленинградской области есть больше двух магазинов. Сужу по деревне, соседствующей с моим садоводческим массивом) Вот гуляет главный герой, он же автор, между магазинами, цены сравнивает и философствует. Философствование, естественно, протекает по уже установленной программе: как в вашем христианстве плохо и как в моем буддизме хорошо. Я уже высказывал автору ранее мысль о том, что отрицание других религий в современном буддизме не принято, также как и во всех других классических религиях. При этом, автор, на мой взгляд, инкриминирует христианству, даже конкретнее православному христианству такие вещи, которые никак не относятся ни к христианству, ни к другим классическим религиям. А то, на чем стоит православие, забирается в домик заслуг своего буддизма. Событий в рассказе и нет никаких. Просто автор, обращаясь к читателю, продвигает свою философию, завязанную на его "неправильном" буддизме)
Второе пришествие ( оценка 4,5)
Этот рассказ я тоже читал ранее. И он тоже выгодно отличается от остальных рассказов сборника, как и "Хороший шериф - мёртвый шериф", потому что есть интересный сюжет и минимум личных рассуждений автора. Мне кажется, автору нужно двигаться в таком ключе, больше художественного, меньше разговоров за жизнь, приправленных своей слишком особенной философией. Отзыв тоже написан был раньше (Уверенный увидит спасителя).
История о том, как Янка Лебедева покончила с собой (оценка 4)
История о том, почему Янка Лебедева покончила с собой
Ранее, в рассказе "Суд над реальностью", с позиции буддиста была попытка, если не оправдать, то "понять и простить" серийного убийцу. Здесь же такая попытка зафиксирована в отношении девушки-самоубийцы. Понятно, что имя Янка сразу же вызывает в памяти певицу Янку Дягилеву, которая была найдена утонувшей в реке, многие считают, что это был суицид. А тут Янка Лебедева уже точно суицидница и автор читает её предсмертную записку. По версии автора, настоящий буддист не просто должен принимать смерть, а прямо стремиться к ней, так как земная жизнь это страдания. Как я уже писал, неправильный какой-то буддизм. В предсмертной записке этой, тем не менее, собраны мысли, к которым каждому стоит прислушаться. Потому что, буддизм буддизмом, а к суициду человек приходит не в результате какого-то просветления, а в результате перебора страданий, уготованных ему судьбой. В христианстве это слабохарактерность, наверняка в буддизме тоже, как и во всех, опять же, классических религиях. Под конец придерусь еще к названию. Рассказ по сути отвечает на вопрос почему Янка покончила с собой, а не на вопрос как. И слава Богу, потому что, если бы было описание как это было, это был бы трэш. Конечно, жаль обеих Янок, и вымышленную и настоящую. Ну видно такая была судьба...
Пробуждённый человек из рода Шапкиных (оценка 4)
Еще один из рода буддистов
В последнем рассказе сборника автор уже перестал по-пушкински обращаться к читателю. Рассказ, из ранее мной не читанных, оказался на мой взгляд наиболее цельным. Он построен как бы из эпизодов из жизни мужчины прошедшего Афган и его сына, выбравшего отправиться в горячую точку. Горячей точкой можно считать, как Чечню, так и Сирию, а может даже и Донбасс. Автор придерживается четкой антивоенной позиции. Поэтому отец, прошедший Афган, пошел в буддисты, причем такие что посещают храм и даже готовящиеся стать буддистским монахом. Сын прошел схожий с отцом путь. Также потерял на войне друзей, также решил что это всё очень неправильно, и также в последствии решил стать буддистом. И конечно же, все догадались, что отец ушел уже в мир иной, и он тоже, согласно неправильному буддизму автора стал готовиться к смерти.
Пояснения
У автора есть еще дополнительные пояснения в конце сборника. Как бы для тех, кто еще не понял, что буддизм это самая правильная религия) И что просветленные буддисты, или пробужденные, делятся, как интроверты и экстраверты, на тех, кто желает поделиться с людьми своими познаниями и откровениями в буддизме (бодхисаттва) и тех, кто сам по себе всё познал и ни с кем делиться этими знаниями не собирается. Как я понимаю, по поводу бодхисаттвы автор-таки заблуждается. Бодхисаттва это достигший просветления уровня будды (не путать с Буддой с большой буквы), но приносящий себя в жертву ради других, оставаясь в земном мире и выполняя роль проводника в мир нирваны. При этом, для проповедей имеются совершенно другие люди. Бодхисаттвой, если рассмотреть вопрос в глобальном плане, мог бы по буддийским канонам считаться Иисус. Но это, конечно, всего лишь мое мнение.
Мое личное послесловие к сборнику
Мне кажется, автор разрывается между настоящим автором и неким проповедником. Для того чтобы быть автором у него есть всё. И талант, и фантазия, и усидчивость. Но для проповедника ему не хватает правильного восприятия той веры, которую он себе избрал. От того и сразу возникают вопросы, что называется, по теоретической части. С тем же Бодхисаттвой, с тем же отношением в буддизме к жизни и смерти и особенно к ускорению пути к нирване через убийство, самоубийство или же даже просто некое стремление к смерти. Бог, каким бы обличьем не представал перед верующими, христианским Богом, иудейским ли, Аллахом, Кришной, Буддой, пожелал чтобы свой земной путь мы проходили от начала до конца. Ускоряя этот путь или прерывая его мы совершаем грех и никакой Нирваны тогда точно будет не видать. Вот такое получилось мое мнение на второй сборник талантливого автора, Михаила Карусаттва)39151