Рецензия на книгу
Юный господин в тумане
Станислав Бор
Аноним16 сентября 2014 г.Документальный роман «Юный господин в тумане» Станислава Бора впервые в современной литературе знакомит читателей с очень редкой темой: жизнью несуществующего более дворянского сословия крупных землевладельцев, в несуществующей больше стране в самом центре современной Европы – Богемии.
Речь не идет о биографическом или автобиографическом романе. Однако жизненные истории героев служат автору для описания подлинных исторических событий. Показан срез общественно-политической жизни особого места, Богемии, на смене эпох в преломлении индивидуального развития героя – его одновременно простого и сложного детства, универсального и понятного каждому.
Читатель узнает о жизни дворянского сословия во времена нацистской оккупации, принуждении к коллективизации и ее последствиях, о жизни ребенка в элитарном интернате для мальчиков и последующий запрет на любое образование для юного господина.
В романе описывается, как под безжалостными колесами жизненных событий люди зарабатывают состояния, оправдывают себя, погибают, теряют свою идентичность и даже жизнь, поэтому ребенок, а потом – юный господин являются только видимыми главными персонажами романа, а их жизнь только руководство к широко разбросанной исторической мозаике.
«Туман» в романе – переплетение прошлого, настоящего и будущего, когда неизвестна перспектива, а границы личного и общественного стираются. Подчеркнут тонкий психологизм человеческих потребностей, не зависящих от господствующего политического строя, смены ценностей и мировоззрения. Показана возможность приспособления личности к любимым изменениям с сохранением своих корней, личностной и семейной истории – важнейшее достоинство книги. Уникальная субъективная достоверность времени, особая метафоричность восприятия с тонким созерцанием рефлексии героев заставляют сопереживать и переосмысливать историю. Один из посылов произведения крайне актуален – важно всегда оставаться человеком, личностью, не забывать о любви, о своих естественных и духовно-нравственных потребностях, о своем роде.
По ходу повествования иногда создается ощущение кинофильма, где главный герой – пассивный наблюдатель разворачивающихся событий, которые мелькают перед ним как на экране кинотеатра. Лишь иногда он становится активным участником фабулы, ведомый инстинктом жизни и любви, переживая первые разочарования, открытия, опыт ребенка – все это по-настоящему трогательно, наивно и понятно, и вызывает сопереживание. Его маленькая жизнь, его личное важнее переломных, для многих трагических моментов в истории, потому как индивидуальное счастье важнее коллективного братства.
Главному герою удается сохранить индивидуальность несмотря на запреты, законы и препятствия. И многие читатели узнают в ребенке себя, смогут без труда поставить себя на его место, сравнив свой опыт взросления с представленным автором. В книге подняты универсальные вопросы бытия: что важнее, личное или общественное? Как не потерять себя и своих корней, как сохранить преданность традициям, прошлому, но и не раствориться в мире перемен, заново обрести свою идентичность. Безусловно герой вызывает симпатию и сопереживание. Передано настроение времени и субъективная достоверность эпохи.
Книга заканчивается болезнью родителей героя. С ними умирает и культура жизни, которой больше нет. Также как и не существует Богемии – бывшего центра Европы.290