Рецензия на книгу
Иные
Александра Яковлева
Аноним9 марта 2024 г.Что происходит, кто виноват и что делать
Сюжетка
Вместо лора дам вам такую инфу: это какой-то, как мне думается, продюсерский проект Яндекса, что ли? Автор писала янг-эдалт рассказы, а сейчас дебютировала с романом по сценарию Елены Войтович. То есть перед нами книга, написанная по снятому сериалу. За плечами у сценаристки две работы, одна из которых, собственно «Иные», в послужном списке автора романа с десяток не очень известных книг. И вот у нас премьера сериала, книги, куча презентаций, посты у блогеров, а сейчас даже карты таро по «Иным» в ЧГ продаются.
Я такое не люблю. Ожидания были очень занижены сразу.
О чём там: в глухой деревне в Карелии живёт девочка Анники и её брат Пекка. Первая глава рассказывает, как в Анники просыпается неведомая сила, которую она будет назвать «маревом»: когда девочка паникует, из её рта вырывается звуковая волна, уничтожающая всё на своём пути. Бьются стёкла, карёжится металл, разрушаются здания. Всё, дальше Аня Смолина уже взрослая, пытается в нормальную жизнь, но марево всё равно переодически вылезает.
В предвоенные годы в Европе набирает обороты фашизм, а тут Аня обнаруживает перед кгбшниками свою силу. Девушку злые коммунисты отправляют на нечеловеческие опыты в подвалы. Но в Германии сидит другой герой — Макс Нойманн. У него, знаете ли, мистический особняк и магическая способность убеждать людей делать то, что он скажет. И куча детей-сирот, который он взращивает в безвольных солдат.
И ещё у нас тут следователь Лихолетов, который повидал некоторое дерьмо за границей и теперь ходит к психиатру.
И ещё мальчик-еврей Борух, который играет в шахматы и над которым издеваются сверстники.
И ещё магический реализм, переселение душ в воронов, фрицы, механические устройства в стиле стимпанк, миссии-невыполнимы для советских военных, мутировавшие спецназовцы, внеплановая беременность.
И ещё…
Короче.
А оно нам надо?
Нам оно не надо. Куча вопросов к мотивациям всех персонажей, куча вопросов к слабохарактерной главной героине, куча вопросов к лору и системе магии. Где магия, а где последствия экспериментов — не разобрать. Какой план у главного злодея? Зачем даны второстепенные герои? Чему учат их истории? Зачем там дети? Зачем мутанты-кгбшники?
Очевидно, что культивация концепции «иных» одним из героев — это некая калька на исключительность одной расы, которую продвигали фашисты (это насколько хватает моих поверхностных знаний в теме). Но ни к какому итогу нас не выводят, там вообще в конце открытый финал. И опять: союз — помойка, советская власть мало того что жестокая, так ещё и непроходимо тупая, а готический частный замок в европейском сеттинге — это секси, его мы оближем. Частый вертолёт в 1940 году — у-ля-ля.
Мне подсказывает чуйка, что каждая из сюжетных линий — это метафора о каком-то явлении, поговорить о котором пытается автор. Но я из тех читателей, которым сначала нужно дать чёткий жанр (а не смешивать в одном котле фэнтези, готический роман, научную фантастику и исторический роман), нормально обозначить конфликт, потом придумать достойную систему магии и лор (коль уж решили заговорить о магии), затем прописать пару-тройку нормальных персонажей, развить их хотя бы чуть-чуть на протяжении книги, а УЖ ПОТОМ метафорчески обыграть некие социальные и политические явления, поглядывая, чтобы они работали на конфликт, а не существовали отдельно.
Технически слова подбираются неплохо, читабельно. Но вопросы «А нафига я потратил на это время?» и «А что вообще происходит?» книгу утопили.
10325