Рецензия на книгу
Тщательная работа
Пьер Леметр
Аноним13 сентября 2014 г.Пьер Леметр - "Тщательная работа".
Я давно хотел приобщиться к Леметру, да и занятные обсуждения сего писателя видел не раз. Не то, чтобы обидно, когда все что-то уже прочитали, а я нет, но иногда хочется если не принять участие в дискуссии, то хотя бы заглянуть под спойлер. Вот, накушавшись в свое время классики, я и приступил к исполнению давно задуманного. В качестве отдыха, так сказать.
Благоразумнее всего было начать с первого же произведения, а именно "Тщательной работы". Что имею сказать по поводу? Только то, что не понял, понравилось мне или нет. Вроде, впечатление сильное, а чего-то не хватает. Или, наоборот, интрига не ахти, а на нервах играет. Короче говоря, надо читать Леметра дальше, только перед этим заесть чем-нибудь попроще. Если же откинуть эффекты, которые должны воздействовать на эмоции (в общем-то, поэтому я не люблю серьезную литературу - там они играют основополагающую роль) и оставить только сюжет, то уровень выходит средний. Есть полицейский Камиль Верховен со своей группой. Каждый хоть и не супермен, но колоритен по отдельности. Есть маньяк, убивающий женщин изуверскими способами. Это отдельная тема, которую читать зачастую просто противно, но допустим. А связь-то где? Ну да, полиция расследует, подбирает логику от одного убийства к другому (даже малость не так, в основном они роются в прошлом, но и это уже тонкости). А логики-то практически и нет. Женщины разные, города разные, методы умерщвления разные, а та общность, на которой всё держится, имеет очень много натяжек. К сожалению, тут без спойлеров тяжело обойтись, поэтому предлагаю поверить на слово.
Да и вообще истинно оригинальных и неожиданных ходов в данном случае я не нашел. Точнее, есть один, но и он мне уже встречался. Правда, справедливости ради, должен признаться: имя убийцы я случайно подглядел. Решил посмотреть, сколько страниц в книге, открыл последнюю, и оно тут же бросилось в глаза. Конечно, была вероятность, что увиденное имя к маньяку не относится, но при очень уже небольшом количестве подозреваемых надеяться было не на что. Впрочем, это всего лишь еще один штрих в веренице натяжек, из-за которых к финалу впечатление составилось не самое благостное.
Однако плох ли роман? Не думаю. Язык у Леметра хороший. Не "моментальный", как у Дивера-Кобена-Коннелли-Несбе, но и не тягуче-нудный. За сюжетом следить увлекательно. Герои колоритные. А послевкусие остается от шокирующего эффекта. Причем в самом же первом романе автор не гнушается никакими запрещенными приемами: то, что он иногда выдает, - просто зверство без психологической подоплеки. Зверство на зверстве сидит и зверством погоняет. Не знаю, все ли современные французы такие кровожадные. Вон, про Гранже тоже люди пописывают, что иногда шокировать любит. С другой стороны, американцы, вон, без этого как-то обходятся. И вообще, напустить побольше крови, расчлененки. да еще и побезжалостней, побеспощадней - много ума не надо. Благо, предметов, которыми теоретически можно нанести увечья, немало. Однако мое мнение однозначно: литературное зверство можно простить, если за ним что-то стоит. Какая-то интрига, шикарный и нестандартный злодейский план, мегамощный твист. Леметр же понаписал такого (подозреваю, что конкретно в этом романе сравнительно немного), что его финал до моего истинного признания не дотянул. Но говорят, следующие вещи у него лучше.
868