Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тихая пристань

Джон Арден

  • Аватар пользователя
    varvarra3 марта 2024 г.

    Ступайте домой и не забывайте: ваша жизнь тоже когда-нибудь подойдет к концу.

    Содержание пьесы хорошо передает аннотация. "Тихая пристань" - то ли клиника, то ли дом престарелых, пожилые пациенты которой окружены медицинской заботой, чтобы в будущем послужить лабораторными экземплярами. Доктор Эхинокук одержим идеей создания препарата для омоложения. Он на пороге великого открытия...
    Казалось бы, важная цель, интересный эксперимент, интригующий результат... Но отнестись к событию можно по-разному, что и демонстрирует нам автор пьесы.
    Начну с героев. Джон Арден наградил их говорящими фамилиями, что больше отвлекало, чем подсказывало.
    Доктор Эхинокук совсем не похож на профессора Преображенского, хоть и провел первое испытание нового препарата на собаке. Он вообще мало похож на врача, так как изъясняется техническими терминами, а пациентов называет эксплуатационными экземплярами. Разговорная манера доктора Эхинокука напоминает стиль рабочего котельной: "Первоклассная конструкция дымового короба и тяги обеспечивает надежную и бесперебойную работу котла". Сложно поставить диагноз на основе подобного медицинского заключения. Описания лабораторных опытов выглядят не менее странно: "Полученный осадок затем будет подвергнут подогреву в течение трехсот двенадцати секунд, за время которого все тычки, ложки и проемы удаляются в процессе окисления..."
    Коротко об "эксплуатационных экземплярах":
    Киснет регулярно приходит к доктору с жалобами на всех пациентов.
    Летузель только и думает, как бы окрутить старушку Гнилль (или еще кого-нибудь).
    Эльфик летает на крыльях любви, забыв о возрасте.
    Горлопэн, у которого за всю жизнь было только два настоящих друга: покойная миссис Горлопэн и пес Гектор (и лучшим другом был Гектор).
    Гнилль самая старая из пациентов, вся ее настоящая жизнь вместилась в короткой песенке:

    Стара я, очень я стара,
    мне мало жить осталось.
    Теперь могу я только брать, —
    дарить не в силах старость!
    Хочу я пить, хочу я есть,
    мне трудно встать, мне трудно сесть,
    хочу, чтоб грел меня платок,
    чтоб башмаки мне сняли с ног.
    Хочу болтать, с трудом молчу,
    но шевелиться не хочу —
    я ж забываю на ходу,
    куда иду, зачем иду…
    Мне нужен сон, но сон без снов,
    мне нужно много добрых слов.
    Хочу играть, но — вот беда! —
    хочу выигрывать всегда.
    Хочу всегда любимой быть,
    сама же не могу любить.
    Хочу, чтоб мир вокруг меня
    шумел, играя и звеня…
    Мое желание такое —
    чтоб, соблюдая тишину,
    меня оставили в покое,
    но не оставили одну!
    Пускай я, как седой утес,
    стою недвижно среди гроз…
    Мои желанья таковы.
    Вот я такая. Ну, а вы?

    Если показывать пьесу на сцене, она точно будет музыкальной - диалоги пересыпаны песенками и куплетами. А вот с идеей определиться сложнее - мешает манипулирование вездесущего Киснета. Он первым проник в замысел доктора Эхинокука и поделился секретом с миссис Летузель. Первоначальная реакция на омоложение была положительной, старички-герои принялись мечтать и строить планы. Однако осмотр перед решающим испытанием показал, что Киснет простужен, его отстранили от участия в омоложении. Таким образом появляется интрига. Сам-то Киснет не против возродиться, но чтобы эликсир дали всем, кроме него, - такого он допустить не может и затевает игру. Таким образом, решение остальных участников нельзя считать добровольным. И вывод напрашивается спорный: как часто мы принимаем решение под чьим-то давлением, не замечая этого.
    А как быть с идеей возрождения? Уверена, что в этом вопросе не может быть единогласного решения и ответ будет зависеть от многих сопутствующих факторов.

    69
    176