Рецензия на книгу
Leonard and Hungry Paul
Ronan Hession
Аноним29 февраля 2024 г.Последняя треть книги напомнила мне об одном случае из моих университетских времен: на какой-то из пар, по-моему, о теории поэзии, мы довольно подробно останавливались на понятиях пустоты, молчания и кризисе высказывания. Все слова, хотели бы мы того или нет, были сказаны до нас, мы настолько опоздали со всем условно новым и прогрессивным, так стоит ли вообще пытаться? И тогда наша преподавательница сказала, что молчание — это, пожалуй, то единственное, что у нас еще не забрали. Слова могут быть вторичными, точнее, не могут таковыми не быть, но молчание — оно все еще у каждого безусловно индивидуальное. Мы все совершенно по-разному молчим.
Ибо сила пантомимы — в ее способности прикоснуться к тишине, дремлющей в каждом из нас.
И эта книга — она, конечно, не только о молчании и тишине, но о них, наверное, в большей степени. Для меня «Леонард и Голодный Пол» стала в том числе и книгой об оттенках одиночества — умиротворенного, разделенного с кем-то, одиночества объединяющего и отрезающего тебя от мира, одиночества горького, в котором ты тонешь и замыкаешься, одиночества рядом с любимым человеком, которое дарит тебе чувство полноты и спокойствия.
Поначалу мне даже показалось, что роман Хешина — один из тех, что обманывает горизонт ожидания читателя. В какой-то степени все же так и есть: если исключить историю Шелли и Леонарда, которая не обошлась без необходимого (казалось бы) промежуточного расставания, в целом это книга о совершенно обыкновенных в своей необыкновенности людях, о тех, кого, встреть в обычной жизни, мы, скорее всего, посчитали бы несостоявшимися, на кого принято смотреть даже немного снисходительно: обоим за 30, оба живут в родительском доме, оба не реализовали себя в профессии. Но, тем не менее, в каких-то моментах они доказывают, что рассуждают намного честнее и взрослее, чем многие (очень тронул что разговор Голодного Пола с сестрой перед свадьбой, что объяснение Леонарда с Шелли).
Также этот роман, как ни парадоксально, и о любви во всех ее проявлениях: о любви к семье, к партнеру, к самому себе, к тому же одиночеству — и о любви к миру. Меня очень тронула в линии Леонарда его любовь к миру, сохранившаяся еще с тех времен, когда он был ребенком, его способность смотреть на все, что его окружает, с восхищением и благоговением.
Но, пожалуй, лично для меня «Леонард и Голодный Пол» оказался романом о жизни в ее высшей форме — о покое. Ведь, по сути, покой — это, наверное, то, чего так или иначе ищем мы все: ищем точку, в которой нам всего было бы достаточно, пытаемся взять столько, чтобы больше не нужно было бежать, рвать жилы, найти идеальный баланс. Все герои этой книги, на мой взгляд, этого баланса достигли: их жизни не омрачены, в общем-то, ничем, кроме каких-то мелких неурядиц, и это не делает их менее или более «людьми», скажем так. В последнее время считается, что то, насколько ты «состоялся», измеряется тем, сколько и как долго ты страдал, с какими трудностями столкнулся, как их преодолел. Заглавные герои книги же не столько доказывают, сколько показывают: это не так. Можно прожить жизнь вместе с любимыми людьми, можно быть счастливым и не стыдиться этого, не думать, а заслужил ли ты это счастье, можно не быть амбициозным, а просто, как и Голодный Пол, переходить от одного дня к другому. Переживая о будущем, не забывать настоящее.
Мне очень понравилось и то, что герои отдают себе отчет, что этот покой хрупок и легконарушаем, что он тоже бывает разным:
Это был договор о простоте, противостоящей конкуренции и шумихе. Единственным слабым местом, которое обнаружил Леонард в подобном образе жизни, было то, что все шло прекрасно, пока ничего вокруг не менялось.
Но они всегда прикладывают усилия, чтобы все оставалось как есть. Потому что порой, если присмотреться, «как есть» — это и есть счастье. Простое и бесхитростное.10263