Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним8 сентября 2014 г.
    Для того, чтобы я мог открыто поднять лицо к солнцу, мир должен рухнуть...

    Эта книга считается шедевром не только в творчестве Мисимы. Это самое читаемое произведение японской литературы во всем мире. Оно из тех, которые смело можно отнести к категории "на все времена". Оно - Песнь высшей Красоте, воспетая Мисимой в экстазе, с надрывом, с отчаянием, с болью.

    Сюжет книги опирается на реальное событие, которое произошло в 1950-ом году, когда один из послушников в состоянии аффекта поджег знаменитый памятник японской архитектуры - Храм Кинкакудзи (Усыпальница). Это был уникальный Храм, который входил в комплекс дворцового ансамбля и носил в себе все тонкости буддийского зодчества.

    Это даже не роман. Это - Исповедь. Это - попытка пойти на откровенный разговор не столько с читателем, сколько с самим собой. Попытка понять природу своей непреодолимой любви к Красоте, найти объяснение этой дикой Одержимости, граничащей с безумием. Это - своего рода, Монолог юного Мидзогути (образ того самого послушника), который позволяет читателю разглядеть тот предел, где сознание послушника выворачивается наизнанку, объясняя свою Любовь через Смерть.

    Мидзогути страдал. Он разделил мир на две части: Я и Мир. Он построил мощные баррикады между собой и Миром. Жил ЗА стеной, отчужденный и злой. В своих детских мечтах он представлял себя всемогущим и сильным, даже избранным, а в жизни он был хилым и слабым заикой. Над его дефектом издевались, и мальчик все больше и больше замыкался в себе, рисуя в сознании картины, на которых он был Владыкой и Повелителем всех душ. Это сыграло не последнюю роль в формировании Мидзогути и, в какой-то мере, объясняло его склонность к жестокости, к святотатству.

    Золотой Храм - это Любовь, это Ненависть и Конфликт Мидзогути. Любовь, которая сперва была большим Разочарованием: Храм не показал свою истинную красоту в тот день, когда мальчик впервые увидел его. Старое, потемневшее построение в три этажа, что оно скрывает? Почему прячет свой Облик, вводя человека в заблуждение? Со временем, Мидзогути удается узреть то Прекрасное, сокрытое от взора. И тогда наступил тот самый Перелом в душе и сознании: неистовое противостояние Жизни и Смерти, Спасение через Уничтожение, попытка укрыться от Всевидящего Ока, которое преследует и уличает во грехах, желание стереть с лица земли Красоту, которая несовместима с тягой Мидзогути к обычной земной жизни и наслаждениям плотскими "радостями".
    Золотой Храм - это наваждение Мидзогути. Вот он созерцает прекрасную картину: Храм, залитый солнцем, Храм во снегу, Храм в лунном свете... Он понимает, что единственная настоящая Любовь всей его жизни - это Красота, но, в то же время, Красота - его сильнейшая Ненависть. Мидзогути стремится постичь, слиться, раствориться в сиянии Высшей Красоты, и осознание того, что это невозможно, ожесточает его душу.


    Я нашел посредника, способного связать меня с Храмом...

    Смерть, непосредственное уничтожение Храма - это ли идеальный Путь? Трудно судить.

    Где есть Смерть, где есть Красота, там обязательно должен присутствовать Змей-Искуситель. Есть и Соблазн, и мнимый Рай, есть Дилемма и Развилка на истоке путей. И все это вместе есть Выбор. А еще - это ответы на извечные вопросы: может ли мир без Добра? может ли мир без Зла? Глупо искать точные ответы. Вообще, глупо искать ответы, не уничтожив одно в пользу другого. Мидзогути понял это. Он хотел обосновать свой ответ. Он скроет его под единственной печатью:


    Невозможно касаться одной рукой вечности, другой - суетной повседневности.

    Дальше...

    37
    241