Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    evercallian6 сентября 2014 г.

    В последнее время все больше тянет на чтение больших по объему романов, и к счастью, мой взгляд в книжном магазине упал на произведение Томаса Манна «Будденброки». Прогулявшись глазами по первой странице, я поняла, что этот роман меня непременно заинтересует, и мои предположения сбылись.

    Пожалуй, не зря именно это произведение немецкого писателя считается вершиной его творчества, жемчужиной творческого наследия. Сперва может показаться, что это обычная семейная сага без особой пищи для размышлений, с типичным жизнеописаниями персонажей, их взаимодействием, влиянием друг на друга. И тем не менее, на протяжении чтения всего романа мы сталкиваемся с такими поступками персонажей, которые нужно тщательно проанализировать, чтобы сполна понять самого героя, издержки его характера, и самое главное – понять, как совокупность этих поступков в конечном итоге приведет к краху могущественного семейства.

    Очень любопытно было наблюдать за рассветами и закатами жизни героев романа в лице 4-х поколений, следить за тем, как проявляются и переплетаются их характеры, составляя единой образ большой семьи со своими моральными устоями и нравами, за которыми стоит не только трудолюбие и честность, но и внутрисемейный антогонизм, лицемере, эгоизм и корысть. Особый интерес в романе вызывают фигуры Тони, Томаса и Ганно.

    Тони – героиня, с которой мы имеем возможность познакомиться на первой странице произведения, когда она еще была 8-летней девочкой. Такой же девочкой она осталась и в 50 лет, о чем мы можем понять по ее уникальному свойству - наступать на одни и те же грабли, каким-то образом притягивая к себе все те же неприятности, которые в конечном итоге, наверняка, передадутся и ее ребенку. Но радует, что эта инфантильная, эмоциональная и такая наивная, вечно стремящаяся к аристократизму душа сумела познать настоящее чувство любви, не забыв о ней даже на закате своей жизни, своего рода.

    Томас – себялюбивый и гордый, кажется, носит на своем лице приписанную ему еще с детских лет маску серьезности и деловитости. Однако на деле он не так силен в бюргерских делах, о чем говорит его постоянная апатия, неудовлетворенность жизни при ее пышном расцвете. Томас не так разумен в своих решениях, влияющих не только на семейное предприятие, но и на каждого члена его семьи. По мне, самая большая ошибка Томаса была в его последнем серьезном решении, оторвавшем все пути к дальнейшему процветанию последующих поколений Будденброков. Да, пусть дела и пошли на спад, но жизнь похожа на график синусоиды, и за очередным падением всегда следует взлет, если человек не сдается в трудной ситуации и прикладывает все возможные усилия, чтобы преодолеть свалившиеся на его голову трудности. А так, своим решением герой только завершил душевное обессиливание большой семьи.

    Ганно – пожалуй, мой самый любимый герой в романе. Тот, кто наименее похож на выходца из семейства Буденнброков. Творческий музыкальный мальчик появился в совершенно равнодушной к музыке семье уже в период ее стремительного падения и угасания. Страх перед жизнью и духовная хрупкость героя помогает ощутить нам мотивы декаданса в романе. Именно Ганно символизирует духовное возвышение всего великого рода Будденброков. А кто бы мог подумать, что его ребяческая необдуманная выходка с семейной тетрадью может стать в конечном счете роковой..?

    Читая подобные романы, хочется, чтобы они никогда не заканчивались, а продолжали существовать вместе с их главными героями, передающими всю свою мудрость и глупость из поколения в поколение.

    19
    96