Рецензия на книгу
Чтец
Бернхард Шлинк
tbheag25 февраля 2024 г.Понять и/или осудить?
Бернхард Шлинк написал удивительную историю, которая одновременно и отталкивает, и ужасает, и оставляет в душе печальный след, и при этом всём выглядит абсолютно правдивой: никаких расхожих клише, ни одной фальшивой ноты.
Судебный процесс над неграмотной охранницей концлагеря в конечном счёте превращается в суд над целым поколением, а в центре внимания оказывается тема коллективной вины и бегства от ответственности. Можно ли оправдать безжалостность и безучастие, внутреннюю пустоту и всеобщее отупление чувств? Кем были молчаливые непротестующие свидетели, повиновавшиеся приказам и «всего лишь делавшие свою работу»? Можно ли понять этих людей, не давая при этом «отпущения грехов»? Делает ли любовь к виновным родителям причастными к их вине? В чём разница между осуждением и ненавистью?
С другой стороны — что же предпочтительнее: совершить благо или проявить уважение к достоинству и свободе личности? Выбрать моральную ответственность или сохранить чистую совесть?.. Не помню, чтобы ещё какая-то книга в таком малом объёме задавала такое количество вопросов. Впрочем, в своей художественной работе никаких чётких ответов Шлинк — представитель «второго поколения», специалист по конституционному праву и автор эссе «Право — вина — будущее» — нам не даёт.
Интересно, как в книге осмысляются отношения с большой разницей в возрасте: очень редко в литературе встретишь восприятие таких отношений с точки зрения мальчишки. То, как счастливая гордость сменяется чувством неловкости и даже стыда, а после превращается в бремя, которое герой вынужден нести долгие годы, — показано с такими нюансами и так достоверно, что временами выглядит почти автобиографично. (Вряд ли автор закладывал такой смысл, и всё же сложно удержаться от сравнения с тем, как развивались отношения нации с идеологией).
Да, какие-то моменты в начале повествования могут показаться слишком натуралистичными и оттолкнуть некоторых читателей, и всё же книгу я однозначно советую — особенно тем, кто считает, что на тему концлагерей и геноцида уже вряд ли можно сказать что-то новое.
8374