Рецензия на книгу
Настя
Владимир Сорокин
Аноним3 сентября 2014 г.Мое скромное мнение:
Рассказ - шок. Назвать шедевром его сложно, но и не назвать тоже.
Скажем так, рассказ шедевр в грубой первобытной форме. Хотя, для любителей психоделики и прочих ужасов самое то, сочное, и плохоперевариваемое. Сразу можно сказать рассказ для взрослых, и уже более менее сформировавшихся психически людей.
Кратенькая аннотация:
У Насти — юбилей. Сегодня ей исполнилось 16 лет. В честь этого события съехались гости, дарятся подарки, а вечером ожидается праздничный пир... на котором в качестве главного блюда подадут ее саму, зажаренную заживо.
Сразу же в глаза бросается имя главной героини: Анастасия.
Греческое имя, означающее «Воскресение» или дословно «Воскресшая из мертвых».
Я думаю имя выбрано не случайно, в 17-19 веках были Машки и Прасковьи.
Честно, сначала рассказ вызвал омерзение, тошноту. Продолжила читать лишь из интереса, никак не могла понять, зачем же родителям есть свою родную дочь? (Во время чтения провела параллель с нынеживущими родителями. Ведь они и в самом деле "съедают" своих детей.) В конце меня мучили приступы тошноты, так натурально все описывалось. А момент с просьбой руки Арины вызвал глубокое удивление.
"-Я прошу у вас руки вашей дочери.
-Конечно, голубчик!Павлушка , беги за пилой."
Опять же этот момент является примером того, как родители выдают своих детей насильно замуж.
Смысл этого рассказа, на мой взгляд, гораздо глубже, нежели живописание семейства маньяков — каннибалов. Мне представляется, что это семейство — это собирательный образ всей нашей интеллигенции. Люди, с умом и знанием дела рассуждающие о высших материях, люди, считающие себя, наверно, элитой народной, в тоже время совершенно спокойно, и как бы из лучших побуждений, способны совершать поступки, способные шокировать любого человека.
Рассказ требует времени на осмысление. Прежде всего, его нельзя воспринимать однобоко. Написан он , на мой взгляд, вовсе не для пропаганды жестокости, а скорее наоборот. Автор, выбрав такой неоднозначный приём, вполне добился того, что рассказ запоминается, и не оставляет равнодушным.
Хотя и нельзя этот рассказ примерять прямолинейно к так называемой интеллигенции, это относится абсолютно ко всем, просто на фоне высоких рассуждений о смысле бытия и жалости к свинье с умными глазами, эта проза жизни выглядит еще более кощунственно. А тошнит и очень от того, что живут такие обглоданные инвалиды и продолжают пожирать своих детей (как завещали любимые мама-папа, бабушки-дедушки и далее в глубь веков) потому что иначе не могут и не умеют, а главное и не представляют, что может быть и должно быть иначе. Это программа, миссия, предназначение, преодоление.
Почему такой ужас вызывает это произведение? Такое ощущение, что читатели сами жуют этот труп, ну, по крайней мере, себе это действие представляют. Да нет никакого трупа в физическом смысле — это образ, символ, метафора. Кто «ест» язык — орган, которым человек может выразить чувства, мысли, желания, может заявить о своих правах? Кто «пожирает» голову и «выковыривает» глаза тем самым уничтожая возможность видеть, слышать, анализировать? Кто «смакует» грудь, которая предназначена для любви и вскармливания ребенка? Как эти люди себя ведут в этот момент, о чем они говорят, что чувствуют?Самое интересное, это то что сердце никто есть не стал, наверное, слишком чистым оно было у Насти.
В этом рассказе наглядно представлено разложение общества. Деградация, одним словом.
Описания людей и их поведения напоминали мне описания душевнобольных в клинике, и не показалось, что это какое-то узкое общество, связанное некой идеей, больше похоже на больных сектантов, изгнанных отовсюду за свои проделки, и осевших в глубинке. Экранизировать подобное нельзя. Общество и без того разлагается, и основные моменты произведения: сожжение заживо, поедание, измена, благословленная святым отцом, кал, кровь, жуткие страдания, а также общее впечатление: нереальности и ужаса происходящего, неоправданной жестокости и цинизма, легко могут повредить психику простого человека и сподвигнуть на «подвиги» человека с уже нестабильной психикой.5133