Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого

Фридрих Ницше

  • Аватар пользователя
    Аноним2 сентября 2014 г.

    But it is the same with man as with the tree. The more he seeks to rise into the height and light, the more vigorously do his roots struggle earthword, downword, into the dark, the deep - into evil.

    • Friedrich Nietzsche, Thus Spoke Zarathustra

      Антибиблия, написанная библейским языком, своего рода пародия на первоисточник и элегантный плевок в сторону ценностей. Знакомство с немецким гением я провел вместе с книгой "Человеческое, слишком человеческое" и хочу заметить, что начинать свое путешествие в мир под названием "Переоценки ценностей" лучше всего именно с Заратустрой: более внятная форма изложения способствует сведению количеству всевозможно-различных интерпретаций к минимуму, хоть книга буквально кишит противоречиями.

      Итак, в первую очередь, Ницше воспевает того самого "Сверхчеловека" - конечная фаза развития человека-разумного. Существо, которое обладает непоколебимой стойкостью духа, воспарившее в небе над моралью и отбросившее в сторону идеи, противоречащие понятию совершенного человека. Не исключено, что автор подразумевал воспитывание целой расы высших людей (да, Гитлер тоже баловался его творчеством).

      Я во многом должен согласиться с Ницше, ведь обладая высоким уровнем интеллекта, человек не будет испытывать нужды в странных догматах: абсолютно все объясняется с точки зрения физики. Он не будет считать всех людей равными, ибо равенства между людьми не существует ровно так же, как и равенства между глупыми и умными. Он с легкостью толкнет падающее в пропасть, ни на секунду не задумавшись о былой важности этого аспекта. Но есть и те идеи, которые не только антигуманны, но и, ко всему прочему, просто абсурдны. Таким образом, я смею подвергнуть сомнению его "Волю к власти". Покопавшись в инете, я наткнулся на интересную статью Бертра Рассела, который гласит следующее:


    «Он осуждает христианскую любовь потому, что считает ее результатом страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно, чувствую. Ясно, что Ницше не мог себе представить, чтобы человек искренне чувствовал любовь ко всему человечеству, потому что он сам испытывал ко всему ненависть и страх, которые был вынужден скрывать под маской надменного безразличия. Его «благородный» человек, которым был он сам в своих мечтах, полностью лишен сострадания, безжалостен, хитер, зол, занят лишь своей собственной властью.»
    И эта самая власть зиждется именно на страхе, о чем сам Ницше мог никогда не подозревать. Человеку незачем завоевывать соседа, если он не испытывает страха перед ним.

    Итак, мы имеем на руках если и не шедевр, то точно хорошую пищу для ума. Эту книгу можно медленно переваривать, читая лишь по 2-3 мини-главы в день - этого будет предостаточно. Вечный скиталец Заратустра не раз заставит вас поломать голову над квинтэссенцией мудрости.

    "Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель".

    6
    180