Рецензия на книгу
Uncle Silas
Joseph Sheridan Le Fanu
Аноним1 сентября 2014 г.Как только не называли современники писателя Джозефа Шеридана Ле Фаню — и «ирландским Уилки Коллинзом», и «ирландским Эдгаром По». И эти сравнения вполне уместны. Ле Фаню пишет об ужасном и мистическом, таинственном и сверхъестественном, о зловещих событиях, ломающих человеческие судьбы, о преступлениях и о неумолимом возмездии. По книгам Шеридана Ле Фаню поставлены многочисленные фильмы ужасов.
«Дядюшка Сайлас» — одно из лучших произведений автора, шедевр готической прозы. Юная Матильда после смерти отца должна переехать в поместье к своему дядюшке. Загадочное прошлое родственника не дает ей покоя, мрачные своды его замка приводят в трепет. Но самое страшное ещё впереди...
Интересно, что повесть «Страшный дядя» была предвестницей более известного романа «Дядя Сайлас» - писатель её несколько переработал и значительно расширил. Вот, что он говорил в предисловии к «Дяде Сайласу», опубликованному в 1864 году: «Сочинитель сей истории адресует своим читателям несколько коротких разъяснений. Интрига открытой перед ними «Истории Бартрама-Хо» повторяет, с некоторыми вариациями, небольшой, страниц в пятнадцать, рассказ, созданный сочинителем и давно им опубликованный в одном из журналов под названием «Эпизод из тайной истории ирландской графини», позже — так же анонимно — ещё раз публиковавшийся в скромной антологии под иным названием».
Как и у основателя готических романов Анны Радклиф, в центре повествования Ле Фаню судьба молодой и неопытной девушки, богатой наследницы, чьё состояние представляет лакомый кусок для находчивого злодея. Сирота героиня оказывается во власти злодея опекуна, своего дяди, о чьих намерениях она лишь смутно догадывается. Поместье Бартрам-Хаус с его длинными галереями, многочисленными переходами, потайными дверями и комнатой «с секретом», в которую, кажется, невозможно проникнуть извне, давнее нераскрытое преступление, загадочное самоубийство гостя в закрытой комнате поместья только добавляют повествованию ужас. В прошлом главной героини Матильды, как и положено, существует роковая тайна, нераскрытое преступление. Основной конфликт, как и положено – между злодеем и жертвой.
Мы окунаемся в мир, где соседствуют богатая, но беззащитная красавица, злодеи-подлецы, добродушная тётушка, змея гувернантка и, конечно, верные и неверные слуги.
И всё же в этой истории мне как-то не хватало динамизма – повествование вроде и движется, но очень медленно. И если драматизм, накал страстей в повести присутствует, но характер героев чётко очерчен – они либо очень плохие, либо хорошие. Дядя Сайлас оказался именно таковым, каким нам его представили с самого начала – никакой интриги. Произведение можно почитать, но сюжет довольно быстро забывается.
Теперь постараюсь найти его экранизации и сравнит с оригиналом, хотя популярности в своё время они не получили.10318