Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трилогия об Августе в одном томе

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2014 г.

    Очень сложно относиться положительно к книгам, которые читаешь через силу из-под палки. Тем более тяготеет отрицательное отношение к классике. Возможно, это какой-то школьный комплекс, но меня так достала классика (о своей нелюбви к фантастике я вообще молчу)! Мне гораздо интереснее читать о проблемах современности и об отношении к ним современных авторов. Но неееет. Снова же классика. Итак, что можно вынести из Гамсуновской трилогии?!

    Сельдь – род рыбы, добыча которой является одним из важнейших промыслов Норвегии. Один из лучших способов – ловля при помощи большого невода. После ловли, рыба подвергается чистке. С помощью воды тушку нужно очистить от запекшейся крови и удалить черную брюшину, чтобы она изнутри стала белой. Чистую рыбу нужно унести на скалы и разложить там для сушки. Промысел сезонный.

    Август – тип скитальца обыкновенного. Открытый и самоуверенный врун и иногда кутила. Проповедник легкого отношения к деньгам. Сам не осознавая того, является одним из прародителей популярной нынче теории о том, что деньги сами плывут в руки тому, кто с легкостью их отдает. Предприимчивый бизнесмен, который не боится падать. Имеет привычку оказывать «медвежью услугу».

    Эдеварт – тип унылыча унылого. Является одним из представителей самого многочисленного рода любителей жить хорошо в мечтах, а в жизни плывущего по течению. Влюбчив, вспыльчив, доверчив. Делает многочисленные попытки осуществить мечты, но удовлетворения так и не получает.

    Лувисе Магрете – тип женский пилящий, отличается от других особей изрядной долей миловидности в начале, а по мере все более длительного знакомства возрастающей нудностью и недовольством жизни.

    Гордон – образованный подвид богача. Отличается своей никчемностью. При наличии дельной матери вынужден с ней советоваться.

    Овца – парнокопытное млекопитающее из рода баранов. Обитает на пастбищах. Способно существовать в горах. Имеет пугливый нрав. Способна из-за страха бежать вперед, не видя ничего перед собой, даже если бежать больше некуда.

    В общем-то, больше мне сказать нечего. Потому что кроме этих героев еще куча второстепенных, но концентрацию интереса они не очень-то увеличивают. Увлеченность сюжетом и героями к концу произведения постепенно угасает. И скандинавская неспешность здесь абсолютно ни при чем. В произведение вливаешься сразу, но постепенно становится все скучнее. Никакой тягучести я здесь не увидела. Если хочется все-таки рассмотреть аргумент этнической принадлежности, то я бы не акцентировала внимание на самом тексте. Я видела и более скандинавское письмо. Тот же Ибсен или, к примеру, Хег для меня являются более колоритными представителями Северной Европы, нежели Гамсун. Что же касается атмосферы, то, возможно, здесь чувствуется что-то северное, какая-то неспешность. Но где ее нет? Возьмите Толстого (того самого, который по Басинскому бежал из рая), у него абсолютно та же неспешность, та же деревенская тишь. Только там не селедку ловят, а косят сено. Так что вопрос о фактурности текста и атмосферности романа для меня закрыт и не является актуальным.

    Про героев то же самое можно сказать. Никто меня не впечатлил настолько, чтобы закрыв книгу и убрав ее подальше от глаз, я еще думала о судьбе и характере этого человека. Несомненно то, что Гамсун выписал героев хорошо – они не выпадают из повествования, не кажутся картонными, они реальные, настоящие и живые. Но не пробирают.

    Ну и напоследок о посыле. Противостояние. Заскорузлость привычек против новых веяний подвижной жизни - неприятие деревней прогресса. Явный контраст нового мировоззрения молодежи, видевшей жизнь вне Поллена и узколобость и глупость жителей деревни. А позже противостояние уже постаревшего Августа и непослушных рабочих.

    Мораль сей басни в том, что произведение (как, впрочем, и вся литература) воспринимается абсолютно субъективно. «Скитальцев» прочесть, я считаю, стоит. А вот дальше – дело вкуса.

    8
    52