Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трилогия об Августе в одном томе

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2014 г.

    Оно подкрадывается незаметно, сначала, как повисший в воздухе вопрос, затем, как мимолетное наблюдение. Оно – еще такое смутное и зыбкое, но уже слегка с запахом дыма. Но вот оно начинает обживаться и уже расчищает скалы от водорослей, где теперь можно сушить рыбу, организует почту и банк, осушает болото, строит новые дома, задумывается над созданием контрацептивов, и, в конце концов, будит Герцена. Ой, что-то я увлеклась! Мне ни в коем разе не хочется прослыть человеком, склонным к преувеличению, и уж определенно не хочется что-либо приукрасить в этой истории. Оно – это то самое «вдруг», новаторство, прогресс, оно – это Изменение и имя ему – Август. Этот человек-идея сегодня пришел в Поллен – небольшое рыбацкое селение в Норвегии. Местечко, где люди раз в год уходят на промысел сельди, а в промежутке между ловлей рыбы прозябают в ничегонеделанье, а по воскресеньям ходят в церковь послушать последние новости. Кнут Гамсун раскрывает перед читателем шарманку полную героев и разыгрывает историю. Тут будут измены и истинная любовь, настоящая дружба и зависть, преданность и ревность, гнев и щедрость. Тут будут всевозможные человеческие типажи, порывы, а значит много спонтанности. Жители Поллена и прочие герои трилогии станут прекрасным фоном, за которым читатель с интересом понаблюдает, но булавкой, соединяющей их всех, будет Август. Этот человек-бродяга своей неудержимой фантазией, как дельными идеями, так и бестолковыми поступками будет подталкивать и влиять на остальных персонажей.

    Дальше...


    Еще в «Мистериях» Гамсун выстраивает свой сюжет по похожей схеме: провинциальный город-приезжий-последствия. Однако в этом произведении только в последней книге «А жизнь продолжается» прослеживается некоторый налет мистицизма. Трилогию об Августе следует читать именно в таком виде, как она была написана, поскольку именно так это творение выглядит законченным. И несмотря на то, что первая книга «Скитальцы» является наиболее тщательно проработанной, именно последняя часть окончательно подводит итог: Август – всего лишь ветер перемен, который пролетает мимо всех и вся, не задерживаясь надолго нигде и не прикипая сердцем ни к кому. Автор не торопиться со своим повествованием, он не посматривает ежестранично на часы, а позвякивая восьмью ключами, неспешно открывает для читателя сундуки своего мастерства:

    талантливая простота – очень прозрачный, легкий, выхолощенный язык, не утяжеленный излишними художественными оборотами речи.
    естественность – отсутствие позерства и вычурности, нет ролей, а есть люди.
    чувство меры – тут есть в чем упрекнуть, иногда Гамсун балансирует на краю чрезмерности, но сам вовремя замечает это и умело переключает внимание читателя на что-то другое.
    волшебство повседневности – просто спасибо за минимальное описание природы (что очень тяжело для норвежца) и отсутствие подробных описаний внешности героев. Писателю удается очень живо рисовать характеры только при помощи диалогов и поступков героев, не прибегая к авторским комментариям.
    житейская мудрость – отсылки в основном к этой философии.
    лукавство – снисходительно подтрунивая над героями и их порою глупыми поступками, автор безгранично любит, а главное уважает своих созданий.
    автобиографичность – она присутствует в каждом произведении Гамсуна. Попытки героев найти счастье в Америке, описание голодных времен, наличие часов, как знака благосостояния – это лишь крохи того, что автор знает не понаслышке.
    мое расположение – я необъективна в отношении этого автора и не жалею об этом. Он сумел уловить соль жизни и выразить это в литературе, не прибегая к излишне сложным хитросплетениям сюжета, формы и языка. Этому невозможно научиться, с этим можно только родиться.

    Гамсун склонен во всех своих произведениях к обсуждению темы земли и корней человека. Безусловно, автор хотел бы видеть больше таких людей как Эзра или Паулина, не обязательно работающих на земле, но преданных месту, где они родились. Однако только «августы» способны перевернуть, подтолкнуть, задать правильное направление стаду баранов, пусть иногда и с риском для себя самого. Что же предпочесть: вялотекущее прозябание подобное смерти или бьющую и сметающую все на своем пути жизнь? По существу, это и не важно, так как «ни живому, ни мёртвому не принадлежит последнее слово...»

    11
    186