Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трилогия об Августе в одном томе

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2014 г.

    Гамсун – мужик серьезный. Ну да, просто так Нобелевскую премию не дают. И пусть трилогия об Августе не была удостоена никакой литературной премии – она ничуть не хуже и не слабее его «Соков земли», за которые Кнут премию получил.

    Трилогия об Августе – книга, казалось бы, без особого сюжета. В ней нет завязки и развязки, нет интриги, нет драмы. Хотя, постойте. Разве драмы нет? А жизнь вечного странника, бродяги, отчаянного вруна и упрямого реформатора – разве сама по себе не драма?

    Жизнь без гнезда, без семьи, без поддержки – не каждый, далеко не каждый осмелится на нее. А для Августа она – привычна. Мотает его по свету, И он, наоборот, не может нигде осесть, пустить корни.

    Чувствуется, что не нравится Гамсуну Август, что автору намного милее и ближе образ жизни, который ведет Паулине, Ездра, Йоаким. Их основательность, рациональность, бережливость. С неодобрением относится Гамсун к реформаторским идеям, которыми полна голова Августа. Откровенно высмеивает автор прожекты Августа. Фабрика неважно чего – рыбной муки ли, торфяной крошки ли. Лишь бы фабрика была. Полен, в котором все пахотные земли домами застроены, а оставшиеся клочки засажены елочками. Табачная плантация, вырванная с корнем. Все это – воздушные замки, выстроенные неуемной энергией Августа.

    Но так ли пуст он и действительно ли бесплодны его идеи?
    Скалы, очищенные от мха, принесли свои плоды. Болото, давшее Ездре почву под ногами, заложившее основу его благосостояния. Почта, в конце концов.
    Есть и польза от реформ, от перемен, как бы Гамсун ни ратовал за основательность и старину. А без таких, как Август, ничего этого не появилось бы.

    Как бы ни был безжалостен Гамсун к Августу, как бы ни высмеивал он его (особенно под конец, в третьей книге) – Август вызывает симпатию. Словно и не персонаж он книги, а живой человек, сосед, живущий за стенкой.
    И с таким мастерством выписаны и остальные персонажи книги. Эдеварт, Паулине, Йоаким – все они как живые. Читаешь про них – и словно видишь их перед собой. Медлительного здоровяка, помотавшегося по свету, даму с сеткой на седеющих волосах и черной бархоткой на шее, солидного старосту.

    А язык! Как часто бывает, что книга с интересной идеей остается непрочитаной лишь из-за тяжелого языка автора. Гамсун не таков. Книга его проста как жизнь – и язык такой же. Ближе даже к разговорному. И нельзя сказать, что это минус. Скорее – плюс. Настолько все органично.

    Жаль, конечно, Августа. С его несложившейся, неустроенной жизнью. И смерть его под стать тому, как он жизнь прожил. А с другой стороны – не зря все это было. Не коптил он небо, принес Август свои плоды. Как бы автор к нему ни относился.

    6
    23