Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Meggie_C29 августа 2014 г.

    Праздник катящихся в пропасть

    - Почему марка в конце недели не падает? Господь Бог ее удерживает, что ли?
    – Просто в эти дни биржа не работает. Еще вопросы есть?
    – Да. Живет ли человек изнутри наружу или снаружи внутрь?
    – Человек живет – и точка. В «Валгалле» сегодня дают гуляш. Гуляш с картошкой, огурцами и салатом. Я видел меню, когда шел из банка.
    – Гуляш! – Я срываю примулу и вставляю в петлицу. – Человек живет, ты прав! Кто пытается вникнуть глубже, тот пропал.

    Когда читала эту книгу впервые, помню, очень смеялась. Столько саркастического цинизма, просто в каждой строчке, казалось, трудно себе даже представить. Нет, эта книга не смешная. И история не смешная. Совсем. Это даже не история – это предчувствие.

    Германия, 1923 год. Время, когда не было ничего, все летело в тартарары, люди летели в неизвестность вместе с курсом немецкой марки. Завтра не будет таким, как сегодня, каким было вчера, помнят только обиженные на поражение психически неуравновешенные ветераны. Даже самый стабильный бизнес – продажа надгробий – может рухнуть в любой момент, ибо человеческие смерти не успевают за инфляцией… Феерия сумасшедше невероятных событий глазами молодого парня Людвига Бодмера, который – святая наивность! – в свои 25 всё ещё пытается найти смысл жизни. А находит лишь желанное успокоение в прекрасном саду сумасшедшего дома, играя роль влюблённого в утраченную для этого мира Изабеллу Рудольфа.

    И именно опьяневшая своей шизофренией Изабелла – наверное, самый любимый мной женский персонаж из всех известных – в этом сумасшествии вполне реального мира кажется самой трезвой, самой понятной, самой естественной. Она пьёт луну, видит змей в тюльпанах, ей любой любви недостаточно, ибо любви достаточно быть не может… Она сама – небесная любовь, вера в то, что где-то что-то может быть действительно прекрасным. Что-то, но не это сумасшедшее время с неуспевающими за ним людьми. Лишь Изабелла везде успевает, ибо даже не пытается спешить.

    Но каждому падению приходит конец. Изабелла «излечилась», превратилась в скучную, обычную Женевьеву и все забыла – даже его, Рудольфа. Доведя половину населения до самоубийства из-за роста цен, правительство вводит «ржаную марку». Даже черная глыба мрамора, на которую столько лет упрямо мочился старик Кнопф, которая, казалось, просто вросла во внутренний двор похоронного агентства, перекочевала на могилу самой мощной в Верденбрюке проститутки. Мир остановился, мир восстановился! Вот она – ожидаемая стабильность! Правда, мясник Вацек из дома напротив уже наточил ножи, наслушавшись «единственного, кто говорит правду» Гитлера. Но об этом мы узнаем лишь через десять лет. Сейчас Людвиг ещё молод, полон надежд, или, по крайней мере, думает, что полон. Ему кажется, что он всё понял, и, возможно, он даже счастлив в этом своём заблуждении.

    Мы встретимся с ним позже – в лице разочаровавшегося во всём, кроме любви, Робби Локампа, в лице бегущего от жизни и от себя самого Равика, но это будет позже, потом. Ибо предчувствие – оно есть. Оно никуда не делось.

    Как же чудно, что этого мальчишку Ремарк написал уже в старости, как удивительно, когда певец "потерянного поколения" на закате своей жизни все же пытается внедрить надежды в мир, у которого надежд, увы, не оказалось.

    P.S. «Черный обелиск» - самая любимая моя книга у Ремарка и одна из самых любимых вообще.

    10
    35