Рецензия на книгу
The Woodlanders
Thomas Hardy
Olga_June13 февраля 2024 г.ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ СПОЙЛЕРОВ!
[...] и она спросила себя, есть ли во всей вселенной хоть один мир, где бы в плодах не заводилась червоточина, а в любви – печаль.Пятый роман цикла: накал страстей немного улегся. Видимо, перед финальным рывком в историях Тэсс и Джуда.
Мне «В краю лесов» кажется вариацией на тему «Под деревом зеленым, или Меллстокский хор» . Стараниями любящего отца девушка получает слишком хорошее образование и воспитание для своего социального слоя (дочь торговца, даже не незаконная дочь какого-нибудь помещика!) и оказывается между слоями. Простые люди ей больше не ровня, они слишком грубы и приземленны, а богатые и знатные чувствуют, что общение с ней унизительно для их высокого происхождения. В отличие от Фэнси Дэй Грейс (главная героиня) не амбициозна и не особенно мечтает вырваться из отцовского дома и своего медвежьего угла. К слову, Малый Хинток не сравнится с Эгдоном ( «Возвращение на родину» ): здесь и ферм много, и город недалеко, и поместье не совсем пустует, и народ бродит и ездит по лесам и дорогам.
В книге затронуты все типичные темы Томаса Гарди (и любовные многоугольники в наличии): доктор Фитцпирс и хозяйка Хинток-хауса воплощают тлетворное влияние городской жизни, образования и воспитания в сравнении с простыми, но верными и благородными Джайлсом Уинтерборном и Марти Саут. Душа бедняжки Грейс – это арена борьбы различных сил. И светского воспитания с традиционными устоями сельского общества Англии. И чувства долга с велением сердца. И устремлений с привычками.
Особого внимания достоин отец Грейс, мистер Мелбери. Он, конечно, даже не приблизился к Майклу Хенчарду ( «Мэр Кэстербриджа» ), но оказался намного упорнее лесничего из «Под деревом зеленым». Мистер Мелбери одержим ценными идеями. Когда-то не совсем честным путем (оправдаем его тем, что он был неопытен и увлечен) он отбил невесту у отца Уинтерборна и поклялся отдать этот долг его сыну, Джайлсу. Угадайте, как он решил рассчитаться с бывшим другом? Конечно, помолвив свою единственную дочь с единственным сыном своего неудачливого соперника. А как он решил сделать возврат долга достойным вынужденной отсрочки? Мистер Мелбери поклялся так воспитать Грейс, чтобы она была на голову выше всех невест Хинтока. Конечно, он перестарался. А так как своя рубашка ближе к телу, то, увидев Грейс и Джайлса вместе, отец переменил план и вбил себе в голову, что Грейс надо отдать замуж за благородного человека, чтобы обеспечить ей уважение. Нетрудно понять, что Мелбери еще не раз менял свои мысли и дергал бедную Грейс, как марионетку.
В этой книге ярче всего выступает образ женщины как игрушки. Не только Грейс, даже миссис Чармонд не была полностью свободна в выборе своего жизненного пути. Но Грейс вообще выглядит вещью. Ее украшают, улучшают, ставят в пару то к одному, то к другому, смотрят, как улучшить ее положение, чтобы отбить затраты. Она не только в плену у сословных предрассудков и взглядов общества на роль женщины (девушка должна выйти замуж, женщина должна вести себе внешне прилично, даже нелепые требования нельзя игнорировать). Она не имеет времени и возможности разобраться в собственных чувствах и желаниях. Несчастливая судьба дала ей возможность начать жить свою жизнь. Да, с Джайлсом ничего не сложилось, но хорошо, что в конце она сама приняла решение, как поступить со своим легкомысленным мужем. Возможно, это не принесет ей счастья, но зато Грейс поступила так, как захотела и посчитала уместным Грейс.
Образы «людей от природы» в романе меня несколько озадачивают. Джайлс получился каким-то безвольным. Ну да, он любит беззаветно, поэтому готов на жертвы. Однако он человек стойкий, смог пережить потерю дома и дохода, смог найти работу и прокормить себя. Почему он совершил практически самоубийство, для меня плохо объяснимо. Но будем считать, что это был необходимый сюжетный ход и символ. Марти Саут иногда выглядит маньячкой. Вроде бы и она демонстрирует здравомыслие. Хотя не забываем о ее безответной любви, которая может задурманить человеку голову. Однако она молода, давно стало ясно, что у нее нет шансов на взаимность. И что это за сцена на кладбище? Больше похоже на помешательство, чем на любовь.
Вообще-то в книге довольно примеров, когда люди сходили с ума или потеряли покой от одной мысли: отец Марти боялся дерева, бабушка Оливер боялась, что ее голову отрежут после смерти, Мелбери помешался на долге Уинтерборну, немецкий поклонник слишком пылко влюбился в миссис Чармонд, Марти зациклилась на любви к Джайлсу. Возможно, в Малом Хинтоке бродит какой-то нехороший ген, который сводит людей с ума.
4368