Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Предоставьте это мне. Сделай одолжение - сдохни!

Д. Х. Чейз

  • Аватар пользователя
    Аноним25 августа 2014 г.

    Чёрта-с-два!

    Гибкие томики Чейза можно было встретить почти везде: на вокзалах, в метро, в кафешках, в поездах дальнего следования, на лотках с дешёвыми книгами. Замусоленные обложки, согнутые страницы вместо закладки – вот настоящее признание читательских масс времён перестройки. Справедливо это или нет, но теперь брутально-криминальные обложки с надписью «ЧЕЙЗ» пылятся на чердаках или на задних полках длинных библиотечных рядов. И кто знает, когда бы я ещё дошёл до этих недр раздела "зарубежный детектив", если б не Книжное путешествие?

    А ведь Чейз - это всё-таки классика остросюжетного детектива. Хотя нет, слово "детектив" лучше заменить на "боевик", - кропотливого рассматривания упавшей волосинки или пепла от сигареты можно не ждать, по крайней мере, в этих романах. Зато экшена будет в достатке, будьте уверены! Стрельба, ругань, уход от погони на машине с простреленными колёсами, бег с препятствиями через минное поле создают то, что по праву можно назвать «острым сюжетом», когда герои ходят по лезвию бритвы, проверяя на прочность нервишки читателей. И как после этого можно поверить, что писатель никогда не жил в Америке, не участвовал в отлове чикагских гангстеров?

    Было время, когда я удивлялся, откуда только в Голливуде берутся идеи для catch-фраз? Да они просто давно знакомы с Чейзом! Ей-богу, такие заголовки, полные американского пафоса, отлично смотрелись бы в любом блокбастере. Короткие, дерзкие, как пуля резкие не несущие особой смысловой нагрузке, но легко остающиеся в памяти вместе с брутальным образом героя. Разве можно забыть впервые в детстве услышанное “Hasta la vista, baby!”?
    Джеймс Хэдли Чейз, - вот кого должны благодарить голливудские режиссёры за добрую половину идей. Благо и послевоенные годы с криминальные разборками в неблагополучных кварталах вкупе с холодным противостоянием между Западом и СССР подарили английскому писателю множество отличных сюжетов для типичных боевиков.

    Но теперь мне с полной ясностью хочется назвать эту книгу «крутой», то есть со всеми вытекающими: с избитыми фразами, с трепетными девицами, только и ждущими, чтобы отдаться очередному Шварцнеггеру/Лундгрену/Уиллису (ненужное зачеркнуть), с картонными героями, старательно отыгрывающими свою роль. Нелестная характеристика? Конечно, но не стоит забывать, зачем люди смотрят (и читают, естественно) боевики. Бьющая через край сила, адреналин, желание хоть на миг отождествить себя с брутальным киноактёром несомненно заманят в кинотеатр кучу народу. А вот чтобы посмотреть глубину образа, мастерскую игру и эволюцию образов, придётся обратиться совсем к другой категории фильмов. А то и вовсе к любой хорошей книге.

    Оба чейзовских детективчика, представленные здесь, действительно «крутые», большего не скажешь. А ведь говорят, что писатель должен воспитывать своего читателя. Что ж, теперь, после Чейза, нацеплю-ка я ковбойскую шляпу, закину ноги на стол, как следует затянусь хорошей сигарой и в ответ на просьбу в заглавии книги презрительно выцежу вместе с дымом:
    "Чёрта-с-два!".

    10
    86