Рецензия на книгу
Дающий
Лоис Лоури
zorna22 августа 2014 г.В полку экранизированного янг эдалта прибыло, и я как тру-зритель не преминула прочесть книгу до просмотра фильма.
В далеком будущем люди сбились в экономически выгодные кучки и живут в небольших коммунах, которые сами себя обеспечивают всем необходимым. Атавизмами считаются: воспоминания о том, что бы "до всего", полихромные цвета, любые чувства, необоснованные насущной необходимостью эмоции, а так же половое влечение. Мир уныл и черно-бел, люди культивируют Одинаковость и считают ее величайшим благом, потому как она позволяет избежать голода, войн и прочих катастроф, которые человечество с энтузиазмом, достойным лучшего применения, устраивало себе до этого. К слову, какая именно катастрофа привела к созданию такого устройства общества, в книге не указывается. Было ли это событие катастрофой вообще, или же это - глобальный эксперимент, а, может быть, просто превентивная мера - читателю неведомо.
Главный герой - подросток 12-ти лет по имени Джонас - готовится к Церемонии, которая проходит каждый год в декабре для всех детей с рождения до этого возраста. Но именно в 12 лет детям объявляют из Предназначение - то есть профессию, которой они будут заниматься до конца дней своих, то есть до Церемонии Удаления в Другое место. Что это за место - никто не знает, но там очень хорошо и все счастливы. Туда же отправляются и лишние младенцы, плохо адаптирующиеся к жизни. А еще любой член Коммуны может подать прошение на Удаление просто так.
За жизнью коммуны постоянно наблюдают Старейшены - они и определяют, кому какое Предназначение выписать. Они учитывает поведение и наклонности ребенка: всем непременно должно быть комфортно (=все должны трудиться максимально эффективно). Так же подбирают пару или распределяют детей. Настоящих родственных связей никто не знает, а пополнением потомства занимаются Роженицы.
Только одна профессия считается уникальной - Хранителя воспоминаний. Он не только хранит, но и обладает способностью принимать и отдавать все, что помнит. Отдавать конечно же не всем - должен родится кто-то с такой же способностью. Этим прекрасным человеком и оказывается Джонас. Как происходит процесс передачи и как он становится возможным, как вообще люди реализовали этот механизм - остается неясным.
Вообще мир страдает недостаточной проработкой. Непонятно, почему никто не уходит посмотреть, что находится за пределами коммуны (известно, что там есть другие коммуны, но не более того). Границы как бы нет, но никому неинтересно? При этом после ухода первого ученика Хранителя воспоминаний последние неким загадочным образом освобождаются и становятся доступными всем членам коммуны. Как?!
Итак, став Принимающим (сам Хранитель переименовался в Дающего), Джонас постигает этот чудесный мир заново. Ему открываются любовь, утрата, отчаянье, радость; холод и тепло; жестокость, смерть; непонятные животные и прочая. Он видит цвета - до этого мир был сером в прямом смысле этого слова. (Я повторюсь - как? Как, черт возьми, это стало возможным?! Никакого внятного объяснения нет, ну вот совсем.) Познав этот мир цветным и прекрасным, а также прозрев, что никакого Другого места нет и людей просто убивают, когда они достигают определенного возраста и перестают приносить пользу, он намерен сломать все нахрен и принести людям свободу, вернув им то, чего они были лишены. Настоящей жизни то есть, как понимает ее автор.Удивительным образом ответы на некоторые вопросы дает экранизация. Здесь существует некий Контур, который вроде как защищает от генетической памяти (какая память, если члены коммуны там родились и выросли, не зная другой жизни? впрочем, может, он обладает и другими свойствами, о которых создатели скромно умалчивают). При пересечении этого контура некто, обладающий воспоминаниями о прошлом человечества, "освобождает" их и автоматически они становятся известными всем, кто живет внутри контура. Как раз этим и занялся Джонас, как только узнал достаточно, чтобы понять, что люди нуждаются в этих чудесных (и не очень) знаниях, чтобы обрести все краски жизни.
Создатели не смогли удержаться от искушения и добавили любовную линию. Джонас отчаянно тормошит свою подругу Фиону и склоняет ее к побегу, прихватив с собой нового маленького Принимающего (случайным образом попавшего в "ячейку" Джонаса), которого собираются удалить как неполноценного. Побольше в фильме и драйва - за беглецом устраивают настоящую охоту, причем его же приятель Эшер. Он в фильме внезапно становится пилотом дрона, в книге же Эшер - директор парка развлечений. Ну это бы ладно, но посылать друга?! Ежу понятно, что тот его не "удалит", хоть и отхватил по лицу от беглеца. Почему не послать профессионалов? Тем более такие в фильме оказались.Предполагается, что особенно драматичной фигурой фильма и книги должен стать Дающий. Он живет в постоянной боли - его мучают не самые приятные воспоминания о войнах, убийствах, потерях. Неким образом вышло так, что предыдущая его ученица Розмари оказалось его дочерью (как?! никто же не знает, кто там от кого), но, отхватив парочку страшных воспоминаний, пошла и "удалилась", что тоже высвободило переданные ей воспоминания. (Мистическим образом они, отданные, не сохраняются в памяти Дающего.) Дающий же и в какой-то степени инициирует весь план побега юного Джонаса - он тоже страстно желает вернуть людям их память. И его можно понять - самого-то она уже достала.
Крайне неясной выглядит концовка. И книга, и фильм остаются попросту незаконченными. Никто не объяснит несчастному читателю, куда же все-таки пришел Джонас, что там вообще - за пределами Контура, что стало с членами коммуны. Как это повлияло на ее жизнь? Хотите узнать, говорит нам книгобизнес, учите английский и читайте оставшиеся три части тетралогии. Или ждите сиквела - тоже вариант.
1294