Рецензия на книгу
The Shining
Stephen King
Sad_scientist20 августа 2014 г.
«This inhuman place makes human monsters»
Stephen King «The Shining»«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.» (Евангелие от Матфея, 12:43)
«Сияние» – это книга, посвящённая борьбе человека со своими пороками, которые приводят его к одержимости злыми силами. Неслучайно я вынес в эпиграф данной рецензии библейские слова. Главный герой романа – Джек Торранс, это типичный американец среднего класса, образованный преподаватель, но глубоко внутренне несчастный человек. Всю жизнь над ним тяготеет кошмар его тяжелого детства: его отец жестоко избивал мать. Всю жизнь он боролся со своим гневом и виной. В конечном итоге это привело его к выпивке, а затем к вспышкам ярости. Но однажды случайность заставила его остановиться. Джек Торранс и его жена не представляют себе, что в их семье растёт ясновидец. Маленький Дэнни Торранс способен «сиять», то есть читать мысли людей и видеть будущее. Это будущее не всегда сбывается. К несчастью, семья Торрансов попадает в отель «Оверлук», который наполнен демонами. И далее начинается собственно сюжет, борьба Торранса с самим собой и с демоническим присутствием, на фоне предчувствий его сына.
Что мне понравилось – это медленное, вдумчивое, постепенное нарастание напряжения. Зловещие знаки, предчувствия, видения, растерянность героев, уступающая место смятению, затем страху, а потом ужасу перед тем, что они видят. Повествование как бы раздваивается. Одна его сторона – описание природы «сияния», то есть ясновидения, видений Дэнни, его предчувствий, а затем описание природы отеля, его призраков-демонов. Другая – это борьба человека за свою душу, борьба взрослого Торранса. С моей точки зрения первое у Стивена Кинга получилось гораздо лучше, чем второе. В отличие от «Жребия», в котором зло персонифицировано и тесно связано со сверхъестественным, здесь зло размыто и приковано к определённому месту, что отчасти обессмысливает сам сюжет. Получается, что если бы Торрансы не приехали в отель – ничего и не случилось бы. Затем следует ещё одна бессмыслица – злые души умерших превращаются в демонов-призраков, которые поглощаются отелем. Зло не персонифицировано, индивидуальности «злых сверхъестественных» персонажей сливаются в аморфное «присутствие». Энергия
проклятых душ питает отель, как будто зло может быть наделено самостоятельной силой как субстанция отдельно от его носителей. Это уже оккультизм, причём довольно слабо продуманный. Создаётся впечатление, что Стивен Кинг придумал это для того, чтобы оправдать желание демонов-призраков отеля «поглотить» семью Торрансов. То есть простого желания причинять зло ради зла и разрушения мало. Нужно ещё объяснить – ах, да, демонам отеля нужен Дэнни, чтобы напитать его психической энергией их души, сделать отель сильнее. Хотя по ходу повествования ясно, что «сияние»/ясновидение так же мало является собственностью Дэнни, как Солнце или Луна, он не может им распоряжаться, следовательно, если Дэнни будет «поглощён», его дар просто исчезнет и всё. Вообще понятие «проклятого места» как некоего магического резервуара частиц злой субстанции резко противоречит духовной борьбе главных героев. Тогда, повторюсь, им не надо бороться, им надо просто быть подальше от этого места. Вспоминается повесть «Собака Баскервилей» незабвенного Артура Конан Дойля, в которой Шерлок Холмс резонно замечает в ответ на опасения доктора Мортимера:
«Но если ваша теория о сверхъестественных силах правильна, то они (демонические силы поместья Баскервиль – прим. моё) могут погубить этого молодого человека не только в Девоншире, но и в Лондоне. Трудно представить себе дьявола с такой узкоместной властью. Ведь это не какой-нибудь член приходского управления».Все эти недостатки не отменяют главных достоинств романа – психологической атмосферы умного триллера и описания отчаянной борьбы за человечность в самом себе.
«Это бесчеловечное место создаёт из людей чудовищ» Стивен Кинг «Сияние»
836