Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Kallokain

Karin Boye

  • Аватар пользователя
    OrregoChield4 февраля 2024 г.

    Классическая антиутопия

    Очень трудно было не сравнивать с уже известными мне классическими образцами жанра - больше всего, конечно, напоминало "1984", хотя на самом деле роман Оруэлла вышел на девять лет позже "Каллокаина", но эффект утёнка есть эффект утёнка.
    Итак, некто Лео Калль, обычный винтик в какой-то тоталитарной государственной машине, сидит в тюрьме и пишет свои мемуары о том, как он изобрел каллокаин - нечто вроде сыворотки правды, и что из этого вышло.
    Он достаточно подробно, хотя и не вдаваясь в детали, описывает свою жизнь и государственное устройство Империи, гражданином которой он является, свою семью, свою повседневность, окружающих людей и так далее.
    Из плюсов лично для меня:

    • неплохо и как будто даже внутренне непротиворечиво выстроена мотивация главного героя;
    • довольно живо описанная история ревности (хотя, конечно, склонность рассказчика демонизировать собственную жену не кажется соответствующей его декларируемому возрасту);
    • история метаний по поводу имеющейся в руках власти и (спойлер) морального падения;
    • любопытный общественный институт жертв-добровольцев;
    • рассказ Линды о ее проживании материнства;
    • ироническая мысль героя про взаимосвязь присутствия полицейских прослушивающих устройств и уровня рождаемости;
    • вообще поднятие вопроса рождаемости хоть как-то вкупе с тотальной занятостью женщин в общественном труде;

      Из минусов:

    • вопросы по поводу географии и экономики описываемого мира - должно быть, автора это просто не интересовало, но я не могу ими не задаваться;
    • идеализм героя кажется в некоторые моменты нарочитым, как будто автор какой-то регулятор ему выкручивает насильно исходя только из своих целей;
    • линия со странной сектой-не сектой, сборищем людей, нашедших как-то свою внутреннюю Монголию или просто желающих странного. Понятно, зачем она нужна, но тем не менее как-то сомнительно.

      Почитать любопытно, возможно, стоит однажды вернуться, особенно чтобы все-таки сравнить с мирами Замятина, Хаксли и Оруэлла.

      Единственный вопрос, который у меня остался после прочтения не только этого романа, и накопленным итогом - вообще всех антиутопий (кстати, давненько не перечитывала свежим, повзрослевшим взглядом) - почему все эти творческие и талантливые люди в ту эпоху (а это от 1920 - Замятин - до 1953 - Брэдбери)


    а) жили в атмосфере страха;
    б) были так уверены, что государству крайне интересны их маленькие грехи?

    5
    206