Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Далекое

Александр Афиногенов

  • Аватар пользователя
    Аноним3 февраля 2024 г.

    Действие происходит на разъезде Далекое в 6700 километрах от Москвы, в 2250 километрах от Владивостока в тайге, где не останавливаются пассажирские поезда. От поезда отцеплен салон-вагон по причине поломки, ждут резервный паровоз с деталями для ремонта. Среди пассажиров вагона - командир корпуса Особой Дальневосточной армии товарищ Малько Матвей Ильич. Мужчина тяжело болен. От него пытаются это скрыть и якобы по важному поручению отправляют в Москву. Но командир тоже знает о своей болезни.

    На переезде он знакомится с работниками железной дороги и членами их семей. Для них остановка пассажирского вагона – уже событие. А уж знакомство с командиром, героем войны, они ждут с нетерпением. Люди с обеих сторон сразу идут на контакт. Быстро организовывается завтрак на природе. Жена начальника разъезда Люба промышляет охотой в тайге. Она возвращается с очередной охоты, у пассажиров загораются глаза, планируют поход в тайгу. Летняя погода, ясное небо и разговоры у костра. Люди сближаются, ведут разговоры о жизни, о собственных судьбах. Простые человеческие разговоры.


    Разъезд Далекое...Далекое... Могли б проехать. А на проверку далекое близким оказывается. И люди здесь свои, как самые близкие наши друзья.

    Александр Афиногенов – дитя революции. Его родители – активные революционеры. Он сам, будучи подростком, принял изменения с восторгом. В родном городе Рязани он был одним из основателей «Коммунистический союз учащихся». В партию вступил, будучи восемнадцатилетним студентом. Такое идейно-политическое воспитание нашло отражение в его литературной работе. Возможно, что раньше воспринималось как должное, сегодня выглядит немного искусственным. Один из жителей разъезда, имея корову и откликнувшись на помощь накормить приезжих, угрюмо говорит


    Угостить могу, а торговлей не занимаюсь.

    Негативное отношение к торговцам, не считающимися честными работниками, регулярно отражалось в советских произведениях, даже детских. Командир Малько в душевных беседах говорит о своих поступках и достижениях, и объясняет их вовсе не чертами своей личности, а тем, что он большевик. А в череде сплошь активных и положительных героев есть один товарищ – Влас. Он бывший дьякон, представитель церкви, отрицаемой коммунистами. Удивительно, но именно он боится смерти, не видит радости в жизни, толком не знает, чем заняться, впал в уныние.

    Но есть и положительные моменты в этом однозначно идеологическом произведении. Герои «Далекого» — скромные, рядовые труженики.


    Корюшко.... здесь у настайга, пустыня, работа наша маленькая... Разъезд у нас незаметный…
    Матвей. У нас незаметных разъездов нет.

    Они не совершают никаких героических подвигов. Их героизм - это рядовая, будничная работа в тяжелых условиях тайги. Но именно их воодушевленно изображает автор в своем произведении. Эти люди – представители нового поколения, которое строит новую страну. Они любят свою работу, свою жизнь, природу родного края. Они активны, созидательны. Это действительно коллектив, одна дружная семья. Они отлично взаимодействуют в работе, гордятся талантами и достижениями друг друга. В их диалогах чувствуется жизнеутверждающая легкость.

    Наряду с работниками разъезда героями повести являются их жены и дочь. Эти женщины – сильные и яркие героини, настоящие, выступающие на равных с мужчинами. Современные псевдо феминистические искусственно созданные образы не идут с ними ни в какое сравнение.

    На протяжении всей истории разворачивается человеческая трагедия. Путевой обходчик Лаврентий еще не определился в жизни, не видит себя на том месте, в тайге. Он хочет уехать в Москву, он мечтает о подвигах, мечтает изменить мир. Но в новой яркой жизни он не видит жену и ребенка. Они там, по его мнению, будут для него обузой. Он планирует уехать на поезде после ремонта. И вот общение людей поможет ему принять окончательное решение, такое важное, но такое трудное.
    Вот в этих диалогах, пропустив мимо идеологическую тему, можно найти мудрое зерно. Например, смертельно больной человек говорит, что не боится умирать. Он останется в сердцах близких, останется в делах.

    10
    114