Рецензия на книгу
Бронепароходы
Алексей Иванов
eidelmantamara2 февраля 2024 г.ПРО БРОНЕПАРОХОДЫ И ЛЮДЕЙ / Рецензия Тамары Эйдельман
Историю России большинство из нас представляет происходившей в Москве и Петербурге. Иногда из этих городов выходили армии, чтобы что-то завоевать или дать отпор захватчику, но в целом здесь принимались решения, отсюда исходили указания.
За пределами столиц лежали земли, где страдали эксплуатируемые крестьяне, проходили совершенно безликие «торговые пути», на картах располагались черные жучки знаков, обозначавших фабрики — вот и все.
Открываешь новый роман Алексея Иванова «Бронепароходы» и видишь совершенно другой мир, весь выстроенный вокруг рек — Волги, Камы, на берегах которых люди создавали богатые города и крепкие деревни, ставили пристани, пускали по рекам пароходы, возившие зерно и нефть, отдыхающих и рабочий люд.
Здесь шла мощная, напряженная жизнь, здесь много работали, купцы держали слово, а капитаны обладали огромной властью и авторитетом.
И вот на страницах романа, действие которого происходит в 1918 году, эту Россию безжалостно стирают с лица земли. Стирают красные войска, распоясавшаяся балтийская «братва», упыри — Троцкий, Федор Раскольников и Лариса Рейснер. Противоположная сторона выглядит немного получше, но ужасы творят все — красные, белые, восставшие ижевцы — все расстреливают, грабят, бросают неповинных людей в «баржу смерти».
На страницах книги разворачивается ад, описанный с невероятной силой. Символом всего происходящего становятся пароходы, составлявшие сердце прежней жизни, а теперь переделанные в «бронепароходы», которые больше не помогают и не перевозят мирных людей.
Несколько битв «бронепароходов» показаны так страшно, что они превращаются в метафору войны, заложниками которой становятся обычные люди — капитаны, лоцманы, матросы, вынужденные служить то красным, то белым, вести свои пароходы в атаку на таких же речников.
Автор легко перемешивает исторические факты с легендами, вроде рассказа о том, что великий князь Михаил Романов спасся от расстрела. Реальные исторические персонажи действуют рядом с выдуманными.
Здесь же и отсылки к русской литературе. Когда человек по имени Роман бьет топором беззащитного матросика, то так и кажется, что он — сын Родиона Романовича Раскольникова. У Романа еще и фамилия Горецкий, как у жулика и шантажиста из пьесы Островского «Волки и Овцы». Ощущение, что перед нами — еще и мир русской литературы, предсказавшей многие ужасы ХХ века.
Когда в финале все запутанные сюжетные линии приходят к трагическому финалу, а среди крови, взрывов, горя на свет появляется ребенок, то можно представить, какая жизнь ждет и его, и уцелевших героев, которым предстоит еще увидеть 1919 год, и голод 1921-го, и «великий перелом» 1929-го, а кому-то и 1937-й, и 1941-й...
Но только вот великая русская литература, в основе которой, что бы про нее сегодня ни говорили, вера в человека, показывает, что можно быть верным, смелым и поступать правильно, если ты дочь предпринимателя или капитан, или странный богобоязненный лоцман, или гулящая девка. И получается, что даже среди грохочущих бронепароходов можно быть человеком. Хотя и очень трудно.
Больше рецензий читайте в моём → телеграм-канале!
ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
8165