Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить пересмешника...

Харпер Ли

  • Аватар пользователя
    Аноним18 августа 2014 г.

    Все важное, что можно было сказать об этом романе, уже сказано, и я ничего нового добавить не смогу. Поэтому выскажусь именно так, как чувствую это великолепное творение - первое и единственное у автора.

    Первое, что хочу отметить: это книга о становлении личности. Ведь в ней показано общество, задыхающееся в собственной жестокости, нетерпимости и предвзятости. Общество, в котором обречена жить маленькая Глазастик, от имени которой и рассказана эта щемящая душу, история, и ее брат Джим.
    Мне понравилась идея автора передать всю уродливость и ущербность толпы и ее предрассудков через чистый, непомутненный, неподкупный детский взгляд. Сложная, запутанная и несправедливая жизнь глазами ребенка, который открывает для себя такие понятия, как Добро и Зло, вникает в смысл этих слов не по наводке, а будучи свидетелем неоднозначных событий.
    Мир, изначально разделенный на два Лагеря: хороший-плохой, добрый-злой, белый-черный, справедливый-самодур, предстает перед Читателем во всей красе. И это настолько явственно и убедительно, что невольно сжимаются кулаки и ногти до крови впиваются в плоть.

    30-ые годы, глухая американская провинция с плотно сформировавшимся мнением о неграх, и белый адвокат Финч, отец Глазастика и Джима, взявшийся защищать черного. Том Робинсон - он негр, и его обвиняют в изнасиловании белой девушки. Многое говорит о том, что он этого не делал, но общество уже приняло решение и огласило приговор - смерть. Аттикус Финч, с самого начала зная, что его дело обречено на провал, все равно не отступает. В нем говорит совесть. И чувство справедливости, которое не истребить, если оно срослось с твоей личностью. Жестокая борьба, наблюдаемая через переживания детей, через их чувствительность и способность видеть все, как есть - без преувеличения и примешивания собственного предвзятого мнения. Действительность как она есть.

    Образ Аттикуса, как адвоката и как отца, можно смело отнести к тем, что принято считать не просто положительными - он совершенен. Именно благодаря отцу, его воспитанию и ненавязчивому участию в формировании личностей своих детей, они узнают о том, ЧТО такое уметь идти на компромисс:


    -Ты знаешь, что такое компромисс?
    -Это когда обходят закон?
    -Нет, когда уступают друг другу и приходят к соглашению.

    Как же просто и, в то же время, доступно и убедительно говорит взрослый человек с ребенком, не путая и не подгоняя его под какие-то шаблоны и штамповки. Таких вот примеров в книге множество - Уроков, которые нужно запомнить.

    Ну и, пожалуй, не менее важная составляющая романа - это Страшила Рэдли, таинственный затворник. Его дом окутан мраком и облеплен вгоняющими в ужас, выдумками. Тщетно пытаются Глазастик с братом и их друг Дилл, выманить его из дома - он неумолим.
    Кто же он на самом деле, этот Страшила? Неужели он - Зло? Конечно же, тайна раскрывается, и становится понятно, что же есть истинное Зло.
    Неизгладимое впечатление производят слова Джима:


    Кажется, я начинаю понимать, почему Страшила Рэдли весь век сидит взаперти. Просто ему не хочется на люди.

    Поразительная способность видеть всю действительность, оценивать ее и делать выводы! И это ребенок, 10-летний мальчик, живущий в гнилом обществе, которое увязло по самое горло в болоте собственной недалекости, в глупых предрассудках и тупом рвении возвышать себя над теми, кто отличается цветом кожи, религиозной принадлежностью и прочим подобным.

    Роман рассказан повзрослевшей Джин-Луизой Финч, тем самым Глазастиком. Это ее воспоминания из недалекого детства (прошло всего три года). Случай, связанный со сломанной рукой Джима, ее брата, и желание поговорить о том, почему это произошло. Говорит она так, что заслушаешься. И слог, и манера, и кристально-чистый детский подход, и умение видеть то, что ускользает от взгляда взрослого человека - все тонкости и важные детали переданы удивительно точно, и в то же время, с неподражаемой детской непосредственностью.

    Прочитав эту книгу, догадываешься, почему автор так и не написала ничего другого. Может, она побоялась того, что больше не сможет сотворить нечто, настолько же гениальное. Лучше, оставить в истории Литературы единственный Шедевр, чем напечатать множество подделок под него...

    Дальше...


    "Человека узнаешь только тогда, когда влезешь в его шкуру и походишь в ней."

    56
    275