Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цветы для Элджернона

Дэниел Киз

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2014 г.

    Пронзительно-печальная и светлая вещь о герое-простеце – умственно-отсталом Чарли Гордоне, который дает свое согласие на эксперимент с его мозгом. Не совсем фантастика (а по нынешним мерках уже, наверное, "совсем не..." – скорее, притча о том, что делает каждого из нас человеком, что такое "я" и как страшно его терять, особенно, когда ты осознаешь, что именно теряешь... "Многие знания – многие печали" – это, безусловно, приложимо и к истории Чарли, которая заставляет нас задуматься, к чему может привести попытка человека вмешаться в "дело бога"? И можно ли просто взять и изменить "исходные данные" - то, с чем ты родился? Ответа, разумеется, нет – мне вообще кажется, что один из признаков хорошей литературы – это отсутствие однозначных ответов. Ее смысл – задавать вопросы...
    Когда-то я искала информацию о создании этого романа и прочитала, что Киз преподавал в школе для "особых" детей - собственно, "Цветы..." возникли во многом на почве этой работы. Неудивительно, что отношению "нормальных" людей к таким, как Чарли, посвящена не одна ее глава...


    Почему все твердят мне, что я становлюсь человеком? Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга.

    Интересно, что сюжет "Газонокосильщика" (в детстве я просто обожала этот фильм!) был создан под влиянием "Цветов...", и у них, действительно, много общего, однако вещь Киза не в пример глубже и человечнее...
    К сожалению, я не смотрела ни одной "полноценной" экранизации (хотя они существуют), зато в том году побывала на великолепной театральной постановке в РАМТе, о которой писала в своем блоге и которую не устаю рекомендовать всем, кто проникся этой вещью – мне кажется, что спектакль раскрывает сюжет несколько в ином ракурсе, высвечивает то, что в книге осталось (для меня, по крайней мере) в тени...


    Вселенная расширяется – каждая частичка удаляется от другой, швыряя нас в тёмное и полное одиночества пространство, отрывая нас: ребёнка от матери, друга – от друга, направляя каждого по собственной тропе к единственной цели – смерти в одиночестве.

    Иллюстрация: "Flowers for Algernon" by Helen Lucas.

    21
    63