Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Валсарб

Хелена Побяржина

  • Аватар пользователя
    Dikaya_Murka30 января 2024 г.

    Роман о Памяти

    Сложно сказать, почему, несмотря на такое количество больных мест, от этой книги невозможно оторваться от начала и до самого конца. Я переворачивала одну страницу за другой, снова и снова погружаясь в этот мир, окрашенный сепией (совсем как обложка), в котором фрагменты воспоминаний автора как-то странно перекликались с эмоциями моего собственного детства.

    Наверное, лейтмотивом “Валсарба” можно назвать память. В самых разных ее аспектах. Это, например, память поколений, к которой почти всем нам удавалось прикоснуться в детстве, на каникулах у бабушки и дедушки, или листая выцветшие страницы старых домашних фотоальбомов, или слушая эти непонятные и долгие “взрослые разговоры” у подъезда во дворе. Это уникальный опыт соприкосновения не то что с предыдущим, но даже с предпредыдущим, а если повезет, то и с поколением до него, который ты никогда не способен оценить своевременно. Он приходит потом, во взрослой жизни воспоминаниями о навсегда ушедшей натуре, которая в детстве окружает всюду - только руку протяни: вот утюг прабабки, вот военный билет деда, вот улица с рядами старых покосившихся домиков.

    Но в книге Побяржиной память присуствет еще и в другом, более глубоком измерении. Это память историческая - о событиях, часто трагических, которые происходили на том месте, где сейчас теплится обычная и будничная жизнь. А может и продолжают происходить - просто трагедии более локального, частного масштаба.

    Маленькая Хелена видит “прошлых людей” - тех, которые были в городке под названием Валсарб раньше, до нее. Только почему-то хотят продолжать быть, являются перед ней, молчаливо присутствуют в ее детской комнате, требуют к себе внимания. Хелена привыкла не понимать их и пугаться, точно так же, как привыкла к непониманию, которое окружает ее в школе и в родительской семье. У девочки, несомненно, есть талант тонко чувствовать мир и видеть его в необычном ракурсе, но в повседневной  жизни гораздо больше ценится талант дружить в школе или нравиться учительнице. У Хелены есть только один человек, который по-настоящему ее понимает - это ее Дед. Он живой. И еще один человек, которого понимает и совсем не боится она. Он - мертвый. Но она все равно понимает и все равно не боится. Она охотно о нем помнит, даруя ему тем самым жизнь. И это еще одно понимание памяти - как социального феномена, дарящего ушедшим присутствие в мире оставшихся.

    Мы живы, пока нас помнят. И мы отчаянно хотим быть запомненными. Хотят жители еврейской деревни, расстрелянные в Валсарбе в годы Второй Мировой и теперь являющиеся Хелене во снах и наяву. Хочет безымянный солдат, про которого родственники думают, что он похоронен совсем в другом месте. Хочет сестренка Хелены - Аля - умершая совсем маленькой. И Хелена запоминает, потому что замечает - умеет замечать.

    Сама эта книга - неторопливо-повествовательная - похожа на сплошной поток эпизодов из прошлого и настоящего, которые неизбежно цепляют, вызывая у читающего шквал собственных воспоминаний - уже его личных. Такой затейливый интерактивный формат: читатель невольно  как бы дописывает, достраивает книгу собственным материалом. “Валсарб” для всех будет разным.

    Эта магия потока чарует, не отпускает до последней страницы, хотя тут, наверное, нет особенно четкого сюжета, да он и не нужен. В конце концов, когда мы рассматриваем узоры в калейдоскопе, то не ищем между ними связь - мы ценим их не за это.

    64
    10,1K