Рецензия на книгу
Подросток
Фёдор Достоевский
Sad_scientist15 августа 2014 г.(некоторые спойлеры!)
«Живет лишь один Версилов, а все остальное кругом него и все с ним связанное прозябает под тем непременным условием, чтоб иметь честь питать его своими силами,
своими живыми соками.»
«Милый мой, - сказал он мне однажды, не дома, а как-то на улице, после
длинного разговора; я провожал его. - Друг мой, любить людей так, как они
есть, невозможно. И однако же, должно. И потому делай им добро, скрепя свои
чувства, зажимая нос и закрывая глаза (последнее необходимо). Переноси от
них зло, не сердясь на них по возможности, "памятуя, что и ты человек".
Разумеется, ты поставлен быть с ними строгим, если дано тебе быть хоть
чуть-чуть поумнее средины. Люди по природе своей низки и любят любить из
страху; не поддавайся на такую любовь и не переставай презирать...По-моему, человек создан с физическою невозможностью любить своего ближнего. Тут какая-то ошибка в
словах с самого начала, и "любовь к человечеству" надо понимать лишь к тому
человечеству, которое ты же сам и создал в душе своей (другими словами, себя
самого создал и к себе самому. любовь) и которого, поэтому, никогда и не
будет на самом деле.»Роман «Подросток» русского классика Ф.М. Достоевского кажется самым заурядным романом из «большой пятёрки» романов, написанных им после обретения «второго зрения», после поворота к экзистенциальным темам. Если все предшествующие главные романы Достоевского – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» – были посвящены трагической эволюции идей, то здесь перед нами предстаёт эволюция человеческого характера. Если в предыдущих трёх романах главными героями были люди со сложившимися убеждениями (Раскольников, Мышкин, Ставрогин), то в этом романе перед нами юноша, которого Достоевский упорно именует подростком, хотя ему уже двадцать один год. Этот «подросток» Аркадий Долгорукий – внебрачный сын барина Версилова и его крепостной крестьянки. Подросток он не по годам, а по характеру – угрюмо-одинокому, порывистому и одновременно открытому и наивно-доверчивому. Подростка мучают и буквально сводят с ума два вопроса, первый – зачем люди живут на земле, и второй – кто такой его «биологический» отец? Вся проблематика романа упирается в эти вопросы.
Итак, в романе только два главных героя – это Аркадий Долгорукий (от лица которого ведётся повествование) и Версилов, молодой «охотник за истиной» и уже проживший свою жизнь зрелый мужчина. «В поисках Версилова», так лично я озаглавил бы роман. Если Петр Верховенский, Шатов и Кириллов хотят разгадать Ставрогина, привлечь его каждый на свою сторону, то Аркадий Долгорукий упорно ищет «душу Версилова», ищет, чтобы разочароваться и не найти то, что хотел. Теперь кратко об идеях романа, которые там всё же есть, хотя они в основном и зашифрованы в судьбах героев.
Аркадий Долгорукий и идея аскетического уединения ради славы.
Подросток Аркадий мечтает о том же, о чём и Ганя Иволгин в "Идиоте", о большом, «ротшильдовском» богатстве. Но его идея глубже. Он хочет скопить богатство уединением, экономией на еде и исступлённой торговлей не для себя. Нет, он хочет выйти в общество с богатством и сказать «вот моё богатство и моя воля, а теперь я отрекаюсь от него, смотрите» и доказать себе и другим, что можно нажить богатство, оставаясь внутренне свободным от богатства. Несмотря на эти соображения, Аркадия явно мучит вопрос об отношении к людям. Он не способен перешагнуть через человечность к ним ради обогащения, т.к. обогащение, как мы видим, всего лишь средство для завоевания их внимания, доверия и любви. Аркадий мучительно, с внутренним страданием отрекается от своей идеи, сталкиваясь с миром людей и загадкой Версилова.
Сергей Сокольский и деградация личности.
Князь Сокольский – это фигура, которую можно выразить двумя словами так: духовный Мармеладов. Казалось бы, куда дальше падать, ниже пьяницы-чиновника, который слезами в кабаке упивается своим горем по поводу продажи дочери на панель? А вот можно. Молодой князь Сокольский сходился с женщинами и имел от них детей – и бросал их, гордился своим дворянством – и предавал друзей, отказываясь от них. Он любил авантюры и кончил тем, что оказался в узилище. Последнее его предательство уже в тюрьме – политический донос на чужого, постороннего ему человека, вызывает его окончательное падение. Безмерно падающий и безмерно презирающий себя человек, не имеющий силы воли противостоять злу, истерзавшему его душу… Страшная картина. Достоевский в его лице обрисовал предел падения. Далее, ниже его – только Иуда Искариот.
Крафт и проблема России.
Крафт – это человек, которого можно причислить к идейным героям, но в романе «Подросток» - он только эпизод. Мы встречаем его в кружке идеалистов, мечтающих о реформе всего человечества. Он – автор книги, доказавшей математически непреложно, что русским быть невозможно, что Россия – позор всего человечества. И при этом, видимо, он не патриот и взялся за дело, исходя из рациональных соображений. Не вынеся противоречия между тем, что принуждён был родиться русским и убеждением, что честному человеку русским быть нельзя и не нужно в настоящую эпоху, Крафт убивает себя. Крафт – на голову выше и честнее тех моих современников, которые, ненавидя Россию и стыдясь своей русскости, мечтают и других заставить стыдиться России. Крафт начал с себя, сделал радикальный вывод – и погиб. Что ж, отрицательный результат для Достоевского – тоже результат (как ни цинично это звучит, но смерть Крафта заставила многих в романе задуматься). Тут большая проблема (которую я бы обозначил как «проблема Чаадаева), что будет с тобой, если твой собственный разум докажет тебе,. что твоя Родина – позор человечества, что русским быть невозможно. Выберешь ли ты свой разум и «истину», которая тебе открылась – и погибнешь, или выберешь компромисс с разумом и будешь учить других тому, что сам не в силах довести до своего сознания, или же оставишь разум навеки и останешься с Родиной?
Всё же Крафт как личность остаётся самым слабым из «идейных» героев Достоевского, т.к. его характер практически не обрисован. Он – всего лишь жертва на алтаре разума и воспринимается мной скорее как Ифигения, принесённая в жертву богам дочь Агамемнона.Макар Долгорукий и Божье Царство.
Макар Долгорукий – юридический отец Аркадия, дворовый человек Версилова, от которого Версилов увел жену и который с тех пор стал Божиим странником. Старец-странник Макар появляется в романе тоже как второстепенный, но высказывает крайне интересную мысль о том, что при раздаче имущества людям, богатый человек сможет «стяжать любовь» и на земле «наступит рай». На это Аркадий с увлечением замечает, что у Макара какой-то коммунизм получается. Ну что ж, действительно Божье Царство выглядит как коммунизм, в смысле общности всего, и это Достоевский подчеркивает очень часто. Кроме этой идеи «стяжания любви» и неподдельного беззлобия, Макар ничем идейно не выделяется. Он – выступает как мост, ступень между князем Мышкиным с одной стороны и отцом Зосимой с другой.
Версилов и загадка души.
Версилов - это не Ставрогин, не Раскольников. Он - не идейный борец, хотя способен вынашивать излюбленные идеи. Он - утончённый атеист, сибарит, способный на добрый поступок. Пойманный в сети страсти или же лишенный привязанностей Версилов одинаково ведёт себя. Но Достоевский обличает внутреннюю ложь жизни Версилова одной фразой, приведённой выше. Версилов не способен любить по-настоящему ни себя, ни других, он способен любить только образ человека, фантазию о человеке. Его душа двоится, он и благороден, и низок. Низок он прежде всего мыслью о себе, гордыней. Символично, что в романе Версилов берёт древний образ, икону и раскалывает её на части. Он и есть этот образ, эта икона, т.к. каждый человек у Достоевского - живая икона Создателя мира. Он не икону раскалывает, а собственную душу. Точно так же, он и притягивает и отталкивает своего внебрачного сына.
В целом роман рекомендуется к прочтению уже в более зрелом возрасте. Мне кажется, что в подростковом возрасте можно (да-да можно!) понять любой роман Достоевского. Кроме этого. В этом романе соблазнительно увидеть только внешнюю канву, очароваться образом подростка Долгорукого и просмотреть Версилова, его борьбу и его падение.
10135