Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Красное и черное

Стендаль

  • Аватар пользователя
    yuliya_luvlik13 августа 2014 г.
    "Всяк за себя в этой пустыне эгоизма, называемой жизнью"

    Начать хочется прежде всего с того, что в последнее время я выбираю книги, которые важны не своим запутанным и необычным сюжетом, а именно нравственно-поучительной сущностью.
    Во время чтения (такая уж я) я обращаю внимание не на сюжет, не на поступки героев, а прежде всего именно на мотивы этих поступков. Почему он поступил так, а не иначе? Что сподвигло его? На какие принципы он опирался? ну и т.д.

    Так вот книга Стендаля в этом плане стала для меня просто находкой, золотом, которое подарило мне много часов раздумий и целый рой мыслей, которые жужжали у меня в голове не переставая.

    Это очень глубокий роман, про выбор жизненных приоритетов, про понятие долга, про границы дозволенного, понятия совести и чести.

    Главный герой очень противоречив. Иногда мне буквально хотелось, чтобы его схватили и заставили ответить за все его проступки, чтобы он перестал быть таким лицемером и эгоистом с большой буквы. Но иногда мне было его искренне жаль, потому что я понимала, что поступать так или иначе его заставляет судьба.
    Но именно этим и нравится мне Жюльен Сорель. Он эгоистичен, честолюбив и лицемерен.

    Очень много раз в книге встречается слово "долг", но персонажи романа, на мой взгляд, понимают это как то по-своему. Потому что нередко "нравственный долг" для них - это совершить какую-нибудь подлость, полезную только для них самих.

    А еще в этом романе есть история любви. Вернее здесь есть две истории любви. Одна страннее и ужаснее другой.
    Раз уж я перешла к любовной линии, которая, собственно, переплетается и является основой всех событий романа, то можно перейти еще к двум персонажам этой книги, которые поражали меня от самой первой до последней страницы.

    Это два женских персонажа госпожа де Реналь и мадемуазель де Ла Моль(Матильда).

    Итак, госпожа де Реналь. С одной стороны это богобоязненная замужняя женщина с тремя детьми, которая живет в провинции. Но при этом ничего ей не помешало закрутить роман с молодым учителем ее сыновей. Вот этот аргумент "Мне уже 40 лет, а я никогда не знала любви!" по мне так, не оправдывает ни на секунду ее поведение. Она предает своего мужа, да, которого она не любит, она предает Бога, так как сама явственно осознает то, что совершает грех, но эта любовь, которая принимает просто какие-то безумные воплощения, просто поглощает ее без остатка, и она готова жертвовать всем, идти на сделку со своей совестью и наплевать на понятие долга, чести и нравственности.
    Уж извините, но я не могу понять ее, возможно в силу моего возраста, и оправдать ее поступки, обвинив во всем Жюльена, это тоже было бы нечестно.
    Когда я стала об этом думать мне сразу вспомнилась героиня поэмы Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна. Она тоже не любила своего мужа, но ее честь, честь ее мужа и чувство долга пересилили страсть к Онегину, не дав ей поступить так, как поступила г-жа де Реналь.

    Но еще одна героиня, со своей "дикой и безумной" любовью вообще стала для меня шоком и открытием. Матильда - первая красавица Парижа, богата, умна, но при этом она очень странная. Ее любовь, которая длится буквально два дня, а затем она снова презирает своего возлюбленного, а затем проходит неделя и все повторяется по кругу. Это странно. Причем снова вспоминаются слова классика "Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей". В ситуации с Матильдой все именно так.


    "Надо вернуться к обыденным понятиям благоразумия и чести; забывая их, женщина гибнет"

    Именно эта цитата очень четко описывает судьбы этих женщин.

    В романе описываются так же интриги высшего общества, предательства, быстрое восхождение по карьерной лестнице и такое же быстрое падение.
    Размышления приговоренного к смерти заставили серьезно задуматься о многих вещах.
    Роман меня поразил. Он задал очень много тезисов, о которых можно думать еще долгое время. В плане культурного наследия он бесценен.
    Я очень рада, что познакомилась с этим великим классическим произведением.

    6
    37