Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним11 августа 2014 г.

    У меня было много оснований прочесть "Собор Парижской Богоматери"... Эту книгу советовали прочесть друзья, она есть в списке литературы на 2 курс, воспоминания о фильме про горбуна Квазимодо, сам автор произведения — Виктор Гюго, стремление прочесть что-нибудь из французской классики... И этот шедевр оказалсь у меня в руках (чему я безмерно рада).
    Вот, собственно, мои впечатления от прочитанного...
    Виктор Гюго — гений! Совершенно неповторимый стиль написания, изобилие диалогов, философских размышлений, экскурсов в историю. Детальные описания Парижа со всеми его улочками, домами, церквями, дворцами, ничуть не утомляет, а, наоборот, в полной мере раскрывает в точности суть происходящего для читателя. После нескольких страниц описания автор показывает, что все это делается, чтобы углубить знания, понимание читателя в эпохе, в которую он никогда не жил. Ведь время не стоит на месте. Оно идет и, вместе с тем, изменяет облик городов. Именно об этом и заботился Виктор Гюго... Пытался погрузить читателя в мир книги и прожить с героями в этом городе, ежедневно проходя по улицам мимо Собора Парижской Богоматери, наслаждаясь спокойствием Сены под многочисленными мостами. Ворота Сен-Дени и Сен-Мартен, Лувр, Ратуша, Сорбонна, Дворец правосудия... Действительно, как знакомы нам эти здания. Особенно последнее, в котором решалась судьба и выносились смертные приговоры, в том числе и нашим героям.
    Читается книга очень легко (чему очень удивилась). Она меня захватила целиком и полностью. Читала ее на одном дыхании. Правда! Я просто не могла оторваться от нее. Читала целый день, делая небольшие паузы на отдых и перекус (хорошо, что лето, и я могу посвятить целый день чудесной книге, не думая об учебе и других делах). Каковы причины такого увлечения книгой? Попробуем разобраться... Лично для меня был особенно интересен сюжет, т.к. фильм, который я смотрела еще в детстве, давно позабылся. А в памяти остались только название фильма и имена главных героев. Кстати, о персонажах произведения... Лично для себя я выделила 3-х основных героев: Клод Фролло, Квазимодо и Эсмеральда. Но к ним вернемся чуть позже. Так вот, сюжет — отдельная история...Несмотря на всю запутанность, он очень интересен. Читая, кажется, будто ты складываешь перед собой пазлы. Часто ловила себя на мысли, что просчитываю в уме варианты исхода событий (чувствовала себя детективом, следопытом, Шерлоком, в конце концов!). Пакетта Шантфлери — затворница Крысиной Норы, "вретишница"... Сразу "великому следопыту", т.е. мне, стало понятно, что именно эта женщина и является матерью юной цыганки Эсмеральды. Не буду указывать все доказательства их кровного родства, которые я обнаружила в тексте. Ограничусь тем, что Эсмеральде и дочери Пакетты, украденной цыганами еще в детстве, было на тот момент 15 лет. Да и вообще, не знаю, правда, как это объяснить, но все сразу было понятно (не только мне, но и большинству внимательных читателей:))
    Монологи... Самые хвалебные речи можно отнести к ним. Они просто шедевральны! Настолько искренние, сердечные, непритворные, настоящие, проникновенные... Они помогают заглянуть в душу к герою, увидеть все переживания, эмоции, мысли человека. Растрогало признание в любви архидьякона перед Эсмеральдой. Это была настоящая исповедь. Не оставил меня равнодушной и монолог убитой горем матери, лишившейся любимой дочери, у которой ничего не осталось от кровиночки кроме башмачка.
    И, конечно же, персонажи... Они не оставят вас безразличными. Это уж точно! И отношение к ним может меняться на протяжении всей книги. Именно так и произошло в моем случае. Когда герои только появлялись, они показались положительными. И я приняла их такими, какие они есть. Клод Фролло — уважаемый ученый, архидьякон собора; Квазимодо — несчастный "почти человек"; Эсмеральда — веселая молоденькая циганка с забавной козочкой Джали. Но как быстро, по мере чтения книги и знакомства с ними, изменилось и мое впечатление. Но, отнюдь, не в лучшую сторону... Возьмем, например, Фролло. Сразу смутила животная страсть похотливого церковнослужителя-старика к юной девушке, которая его ненавидела. Эсмеральда впервые в жизни полюбила, но не достойного мужчину, а капитана Феба. Ее можно понять, ведь юная 15-ти летняя девушка искала заботу, ласку (которую ей не дали в детстве цыгане, украв у родной матери) в первом попавшемся. И им, к сожалению, оказался Феб. Почему к сожалению? Потому что этот негодяй воспользовался ее доверчивостью, глупостью, юностью, хотя никогда не испытывал к ней любви, а лишь страсть. Он обещал Эсмеральде светлое будущее вместе, хотя сам был помолвлен. Наивность девушки проявилась еще много раз. Но очередной раз привел ее к виселице. "Не кричи Фебу! Зачем?!!! Ведь он далеко и не расслышыт твоих слов. Он никогда тебя не любил. Да ты и сама это прекрасно знаешь... " — так и хотелось вразумить цыганку. Но девушка произнесла это злополучное имя. И у меня исчезла последняя надежда на ее спасение, счастливое будущее, воссоединение с матерью.
    Несмотря на внешнее уродство Квазимодо (которого сравнивали со зверем, демоном), в его диалогах как нельзя ярче проявляются черты настоящего человека. В начале он предстал озлобленным, полным ненависти и жестокости. Но вскоре он начал раскрываться по-новому... Квазимодо оказался самоотверженным, смелым, отважным, верным. В нем нет ни капли лицемерия. В нем чувствуется детская искренняя привязанность к Фролло и Эсмеральде. Первого он уважал, почитал за спасенную им жизнь. Вторую же он любил. Горбун не представлял своей жизни без этих двоих людей, ведь они были дороги его сердцу.
    Я переполнена впечатлениями от книги. Она просто потрясающая!!! С уверенностью могу сказать, что "Собор..." занимает одно из первых мест в списке моих любимых произведений. Это та книга, которую смело советую каждому несмотря на предпочтения в литературе. Это та книга, которая обязательно должна быть прочитана.

    11
    85