Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Федра

Жан Расин

  • Аватар пользователя
    Аноним11 августа 2014 г.

    Опасный сюжет выбрал Расин, и весьма неблагодарный, коварный к автору. Еврипида обвиняли в разврате молодежи. А взяться за данный сюжет в условиях жесткого католицизма 17 века – весьма смелый шаг Расина. Трагедия получилась страшной, отчасти ужасной в описании безобразности человеческого нутра, но оттого лишь ярче воспитательный эффект произведения.

    Изменяющий Тесей (уж такова его природа), страстная Федра (ужасная эгоистка, которая не может победить пагубное желание и низменный страх, толкающий на клевету; и тут яблочко от яблони недалеко падает - в роду ее часто встречается адюльтер), юный Ипполит (воспитанный амазонкой и сражающийся с первой и запретной любовью и, пожалуй, самый благородный герой трагедии, хотя, отнюдь, не совершенный), заключенная в своих покоях Арикия (как ни крути, а пленница Тесея, пусть и готова она идти с любимым на край света, но скипетр власти для нее важнее), коварная наперсница Федры (вроде действует из любви и лучших побуждений, но вот методы не выбирает, а в результате получает лишь проклятие и смерть). Герои испорчены, горячи, эгоистичны. Сила и слабости, страсть и долг, бегство от себя, пороки и душевное уродство, любовь на грани безумия - все доведено до высшей точки кипения в трагедии.

    Итак, что мы имеем:

    Дальше...


    • любовь непостоянна (Тесей наверняка завел очередную пассию);
    • любовь свойственна всем (как бы сын амазонки не сопротивлялся, чувства настигли и его);
    • за запретную любовь падет кара (судьба Ипполита, Арикии, Федры);
    • чувства можно оправдать (любовь это не слабость, а в случае с Арикией и Ипполитом подобна дружбе);
    • рассудок может победить любовь, или хотя бы угнетать ее (Ипполит – Арикия, Федра - Ипполит);
    • любовь борется с рассудком, но иногда любовь дает пинок рассудку (о да, в эту ловушку попал каждый герой трагедии);
    • расстояние позволяет забыть любовь (Ипполит уезжает и сердце Федры успокаивается, пока он вдали);
    • не рой другому яму, сам в нее попадешь (поступки Федры и Эноны, с весьма странной для меня мотивацией «любишь, но целенаправленно пакостишь»);
    • любовь к детям отходит на задний план, все сжигает страсть (Федра);
    • месть, клевета, справедливость, обязанности, бегство от всей этой каши к ратным подвигам, смерть виноватых и невинных...

      Героям не позавидуешь, это уметь нужно так запутаться. Все таки, хоть иногда, но необходимо произносить правду вслух, на утайках и лжи счастье не построишь.

      Гнев богов настиг всех без разбора. А может это сыграл свою роль волшебный клубок Ариадны (сестры Федры), запутав отношения героев и, спустя годы, отомстив за брошенную Тесеем хозяйку?

      P.S. Сумбурно получилось, но в этом античном лабиринте попробуй разберись...



    «Федра и Ипполит», Пьер-Нарсис Герен

    17
    1K