Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В страну Джамблей

Эдвард Лир

  • Аватар пользователя
    BlackGrifon22 января 2024 г.

    История одного вторжения

    Стихотворение Эдварда Лира «В страну Джамблей» художник Игорь Олейников превратил в графическую новеллу с альтернативным финалом - и довольно жутким финалом: о вторжении ксеносов.

    В классическом переводе Самуила Маршака мы знаем историю трех путешественников, которые, наплевав на увещевания скептиков, уплыли в решете открывать новые страны. В шторм и с песней они выдержали испытание, вернулись назад и заразили обывателей духом авантюризма. Идеей для сюжета Эдварда Лира послужила английская песенка, которую мы опять же знаем в переводе Маршака. Только средневековая смертоносная мораль у поэта заиграла романтическими тонами.

    Сумасбродство путешественников, преодоление ими не просто законов физики, а здравого смысла, прагматизма (выпить вино, накупить всяких диковинных и бесполезных вещей и животных) вовсе не осмеяно. Наоборот, героизировано. Они выходят за рамки зримого и изведанного мира. Только не ясно, добрались ли до заповедных Джамблей эти моряки. Или страна с синерукими и зеленоголовыми аборигенами осталась фантазмом и символом бунта против границ ойкумены.

    Эту недосказанность решает Игорь Олейников. Страница за страницей он превращает привычный и суровый мир в фантастическое видение. Три подруги на пронизывающем морском ветру, окутанные то ли снежной сыпью, то ли пенными брызгами, провожают своих статных капитанов. Их решимость и величественность нисколько не противоречит решету с небольшой оснасткой. Художник предельно серьезен. На лице моряка, встреченного путешественниками, неподдельный ужас. А вокруг уже взмывают летучие рыбы, стаями несутся наутилусы и скаты. Несмотря на красочность, увеличенные размеры, стремительное движение, игра планами передают восторг от соприкосновения с иным миром.

    Рефрен поэта о Джамблях художник тоже решает через движение. Поначалу это всего лишь тонкая полоска голубого берега под рассветными розовыми облаками. Но при приближении на острове вырастают вулканы, а на переднем плане плещутся могучие разноцветные киты. Сами же обитатели – таинственные сущности, чьи грубые антропоморфные лица мерещатся в чаде вулканического пепла.

    У Лира путешественники возвращаются подросшими. И Олейников приветствует их, с длинными бородами, триумфом и бокалами. Только вот вернулись не герои… Последний кадр разоблачает Джамблей, которые с какой-то неведомой – и почему-то кажется, что не слишком дружелюбной – целью проникли в человеческий мир. Вполне возможно, что они такие же первооткрыватели, которые хотят посмотреть на броненосцев и ягуаров (это уже из Киплинга). Но фантастические фильмы ужасов давно уже дали нам код – если ксеносы принимают человеческое обличье, добра не жди…

    У Игоря Олейникова есть еще одна симпатичная деталь, вынесенная на обложку книги как отдельная история. Джамблей он рифмует с дирижаблем. И вот купленная в путешествии свинья (иронично синяя), привязанная к решету, заменяет воздушный шар. Это как бы продолжение приключений путешественников-джамблей. Только куда они отправятся?

    16
    181