Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним10 августа 2014 г.Рецензия содержим много спойлеров!!!!
Я с детства слышала о Эсмеральде и Квазимодо, знала кто они. Вот только историю, оказалось, знала недостаточно хорошо.
Мое знакомство с Гюго началось с эпических "Отверженных" в конце прошлого года, и когда я спустя два месяца, заливаясь рыданиями и соплями дочитывала последние страницы о Жане Вальжане, я уже отнесла Виктора Гюго в статус настоящих мастеров слова, то есть литературных гениев. И уже тогда я восхваляла его в рецензии к "Отверженным"
Да, Гюго товарищ непростой и многословных, иногда даже слишком для современного читателя. Но на каждый товар найдется свой купец. И после нескольких сотен страниц мы нашли с ним общий язык.
Поэтому я была готова, когда брала в руки "Собор Парижской Богоматери", что придется запастись терпением и может даже пропустить некоторые части, что я и делала - описание Парижа и самого собора меня не особо привлекало, по правде. Я больше хотела узнать именно историю главных героев. И со второй половины книги она полностью захватила меня.
Итак, невинная, но игривая Эсмеральда пленяет сердца почти всех мужчин в книге - Гренгуар, Клод Фролло, Феб, Квазимодо - все попадают под власть этой сказочной цыганки. Но только один без проблем справляется со своим интересом к этой девушки - Гренгуар.
Именно с этим персонажем мы знакомимся в книге одним из первых. С первого взгляда он мне понравился и мне было его жаль - человек искусства, который был повержен невежеством толпы и чья мистерия была провальна. Я, как человек творческий, понимала, что чувствует этот персонаж и сопереживала ему, но Гюго показывает нам его совсем с другой стороны. Да, он умеет читать, писать, создавать, но он пуст. В нем нет душевного начала, он довольно примитивный. Эсмеральда спасает ему жизнь и становиться его женой по правилам Двора Чудес. Но после первого отказа и осознания того, что эта цыганка не простая распутная девка, он теряет к ней интерес и больше увлечен ее козочкой Джали.
Тут Гюго, конечно, изыскано постёбался. Вот вам пример юмора в 19 веке. Но, по правде говоря, дочитывая книгу до конца, возможно, Гренгуару повезло больше всех, что он больше волновался о Джали, чем о Эсмеральде, поэтому и остался цел и невредим. Потому что эта девушка притягивала неприятности.... Но тут поработала Aнанке (рок).
Феб де Шатопер - красивый, смелый, но бесчувственный и легкомысленный. Прошло два столетия, а описание типичных "рыцарей" или "принцев", о которых мечтает любая девушка не изменились. И Эсмеральда влюбилась не в его сущность, а в его лоск и внешность. Думаю, Гюго иронично дает ему имя, которое означает "Солнце". Да, он также ярко светиться и ослепляет своей красотой, но в нем нет внутреннего тепла. И этому человеку она отдает сердце. Можно считать Эсмеральду глупой, а можно просто молодой. А молодость не порок, как все знают. Поэтому тут ее можно оправдать. Только вот ошибка стоила ей жизни... Но Гюго расправляется с Фебом по своему.
Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился.Клод Фролло - архидьякон, который почти в сорок лет осознает, что плотские желание призывают его и возжелал Эсмеральду. Этот священник действительно раздражал меня на протяжении всей книги и никакие красивые слова любви не спасли его в моих глазах. На это есть несколько причин.
Во-первых, он половину жизни посвятил церкви служению Богу - он должен был быть уверен до конца в своем призвание. Не может просто так одна симпатичная босоногая танцовщица перечеркнуть дело всей жизни. Он либо ошибся в своим призванием, либо гормоны вдруг заиграли в бальзаковском возрасте и атрофировали мозговые клетки.
Во-вторых, он значит в один прекрасный день с Собора увидел танцующую цыганку, влюбился в нее и пошел в водоворот бессмысленных мыслей: ( Видоизмененная интерпретация моего понимания логики поступков Фролло)
Она ведьма.
Нет, она должна быть моей!
Что, она жена Гренгуара?
Фу, она грешница и проститутка.
Нет, она прекрасна.
Что, эта продажная девка встречается с Фебом?
Ей нельзя спать ни с кем, кроме меня.
Мои яйца посинели, а Эсмеральда не хочет лишить меня девственности.
Ведьма! Повесить ее.
Нет, все-таки яйца болят сильнее, а ну как попробую ее раз.
Что? Квазимодо ей нравится даже больше меня?
Убить Квазимодо! Убить Эсмеральду!!!!!ВСЕХ убить!!!!!
Так, Гренгуара нужно повесить, потому что я так решил.
Она не хочет быть моей, значит не будет ничьей!В этот раз точно повесить!!!!
Я смотрю, как ее вешают и мне грустно. И яички все еще побаливают..Может я сильно погорячился..???Именно так я воспринимаю этого персонажа. Он вызывал у меня омерзение. Он ее полюбил, а она должна расплачиваться жизнью? Да, почему она вообще должна была отвечать ему взаимностью? Она не просила ее любить. Но Гюго, конечно, описует это более логично и рассудительно:
Любовь подобна дереву: она растет сама собой, глубоко пуская в нас корни, и нередко продолжает зеленеть даже в опустошенном сердце. И вот что необъяснимо: слепая страсть — самая упорная. Она особенно сильна, когда она безрассудна.Но мне Фролло напоминал маньяка. И я понимаю почему Эсмеральда его ненавидела. Возможно, это единственное, в чем я действительно ее понимала.
И напоследок, Квазимодо - недочеловек, урод, горбун, плоть дьявола.... Но с такой чистой душой. Да, он нелюбим, в нем больше зверских позывов чем человеческих, но в нем больше тепла и любви чем в влюбленным в козочку Гренгуаре, чем в красивом Фебе, чем в всезнающем Фролло.
Но все-таки все мы любим красоту, и полюбить урода очень сложно, как не старайся. Это заложено в людскую натуру. Эсмеральда действительно жалела его и не хотела причинять боль, но даже смотреть на него спокойно с трудом могла. А Квазимодо....хотел лишь издалека наблюдать за ней.
- Проклятье! Так вот каким надо быть! Красивым снаружи!
Несколько слов, но в этих словах истина. Вся характеристика человеческого рода. И какую грусть и печаль они вызвали в моем сердце, я не могу передать.
И Эсмеральда... С одной стороны можно сравнить ее с Фебом, поскольку именно из-за ее неземной красоты были влюбленны в нее герои. Но она не была безразлична или бесчувственна, как Феб. У нее было сострадание и вера, и надежда. Просто ей было 16 лет, просто она впервые влюбилась. И как большинство людей не совсем в правильного человека... Она сама погубила себя, по своей же глупости.. А погубило ее такое пламенное и любящее: "Феб, Феб", которому было все равно, что ее повесят.
Я не могу сказать, что книга войдет в число моим самых любимых, но она достойная. Гюго создал персонажей, которые покорили сердца уже многих поколений людей. Они стали больше, чем просто книжными образами, они стали такими же эпическими как Прометей, Фауст, Дон Кихот и др.
А главное меня восхищает идея написание романа во имя благого дела. Возможно, именно этим 400 с лишним страницам Норт Дам обязан своей жизнью. Он обязан жизнью Виктору Гюго.
Не все могут знать, кто такой Виктор Гюго, но все будут знать кто такие Эсмеральда и Квазимодо.
И в этом - величие автора. Не важно, что слишком много философии, не важно, что слишком много описания. Не важно, что в первой половине книги практически ничего не происходит.
Важны чувства, идеи, мотивы, посыл которые нам подарил автор.И знаете я забыла о всех своих претензиях, когда прочитала последний абзац.
Вот как можно одним абзацам забыть всю книгу?
Как можно одним абзацам передать настоящую любовь?
Как возможно вызвать слезы одним абзацам?Оказывается, можно. Если это Виктор Гюго.
Спустя полтора или два года после событий, завершивших эту историю .... среди отвратительных человеческих остовов нашли два скелета из которых один, казалось, сжимал другой в своих объятиях. Один скелет был женский, сохранивший на себе еще кое-какие обрывки некогда белой одежды и ожерелье вокруг шеи из зерен лавра, с небольшой шелковой ладанкой, украшенной зелеными бусинками, открытой и пустой. Эти предметы представляли, по-видимому, такую незначительную ценность, что даже палач не польстился на них. Другой скелет, крепко обнимающий первый, был искривлен, голова глубоко сидела между лопаток и одна нога была короче другой. Но его шейные позвонки оказались целыми, из чего следовало, что он не был повешен. Следовательно, человек этот пришел сюда сам и здесь умер. Когда его захотели отделить от того скелета, который он обнимал, он рассыпался прахом.И под конец, хотелось бы сказать, что именно благодаря этому произведению появился гениальный мюзикл Норт Дам де Пари 1998 года, который разрывает душу. Именно благодаря этому роману я узнала о певцах первой величины и окунулась в мир мюзиклов. ( Голос Гару божественный!)
11196- Проклятье! Так вот каким надо быть! Красивым снаружи!