Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шпиль

Уильям Голдинг

  • Аватар пользователя
    likasladkovskaya7 августа 2014 г.

    ''Шпиль'' - безусловно прекрасный образец интеллектуальной прозы.
    Но я при выставлении оценки руководствуюсь чувствами, а сердце затронуто не было. Роман этот - пища для ума. Насыщенный символами и аллегориями, обвитый узором метафор, он тяжел для восприятия. Об него легко сломать зубы.
    Итак, в центре повествования священник Джослин вместе со своей одержимостью. Его желание выстроить храм, увенчанный, как выяснится по ходу истории, злополучным шпилем, на 400 футов устремленным ввысь, к Богу. Желание противоречит с законами физики, градостроительства, в конце концов, с логикой и здравым смыслом. Тем более во имя идеи необходимо для начала разрушить старый храм - что несколько кощунственно выглядит. Но Джослин капризно, по-детски доказывает свою любовь к Богу, стремясь завладеть вниманием общего отца и стать любимчиком. Никак по-другому его поступка не обьяснить. Несомненно, он сумасшедший, потому что только не здоровый человек будет упрямо отстаивать заведомо ошибочную идею, подвергая опасности жизни других. Но подходит ли тут определение ''сумасшедший''? Я бы назвала его другим словом:" Блаженный''.
    В узор книги вплетается линия противостояния праведности и греха, сплетаясь в свою очередь с линией ''мелочности жизни действительной и несбыточностью мечты, воспаряющей к небесам''. Строителями, возводящими храм , претворяющими в жизнь призрачное желание Джослина, становятся люди грешные. Тем самым обитель, призванная на служение Всевышнему, являющаяся святым местом, становится рассадником страшных преступлений, среди которых воровство, убийства, содомский грех и многие другие. Но священник верит в то, что все эти люди - святые. И возводит их в степень святости, смывая запятнанность. Он вроде самого Христа, именующего братьев ''добрыми людьми''.
    Отдельная тема - женщины. Их образы размыты, они являются л более существами ненужными, что только путаются под ногами, либо искусительницами, преступающими черту и вводящими в грех мужчин. Это свидетельствует о патриархальности христианства.
    И вправду, в романе чрезвычайно много символов, большая часть которых к моему стыду, так и осталась для меня загадкой, потому и рецензия скомканная, я склонна перескакивать от события к событию. Хотя, что я назвала событиями?
    Сюжет завязан вокруг постройки шпиля, в остальном же он крайне стоичен, скуден на событийность, бедно разбавлен диал нами. Преобладают размышления, в основном, это терзания уверовавшего Джослина.
    Несмотря на абсурдность идеи, и даже тот факт, что четырьмя столпами в основании храма стали смерти безвинных людей, смерти, казалось, случайные, но по своей экзистенциальной абсурдности, внушающие ужас, мне жаль блаженного глупца.
    Здесь показано соревнование веры и неверия, религиозности и атеизма. Джослин защищен своей верой, словно щитом, пусть это -самовнушение, пусть только он один видит ангелов и чувствует их тепло, главное, он верит - защита распространяется на всех окружающих. И он ощущает свою избранность, не догадываясь, что обречен на страдания.
    Также поднят извечный вопрос борьбы двух начал, борьбы Бога и Дьявола, местом которой по Достоевскому является душа человека. От того и гложет Джослина червь сомнения, и слетаются в храм черти, с которыми он и ведёт борьбу. Символ перетекает в действие. Спина, на которой держится храм , вступая в противоречия со всеми законами, на самом деле становится изуродованной. Он несёт свой крест и физически ощущает его тяжесть.
    Вот такие размышления оставила книга. Когда я повзрослею, то возвращусь к ней, чтобы понять больше, и ,вероятно, оценить ее на 5.

    14
    108