Рецензия на книгу
Смерть среди бессмертных
Масахиро Имамура
hippified15 января 2024 г.Зомби и ещё пара неизвестных
Герои Масахиро Имамуры в процессе расследования неоднократно вспоминают американского автора С.С. Ван Дайна, который в 1928 году издал памятку под названием "20 правил для пишущих детективы". В ней он сформулировал принципы классического романа в жанре. Среди них – возможность для читателя решить загадку параллельно с детективом, никаких лавстори, рассуждения только по делу (без отвлекающих манёвров, обманок, сторонних историй) – и не абсурдистские, а исключительно логические. Ну вы поняли – такой канонический Эркюль Пуаро! В Японии этот подход назвали хонкаку (а возрождённый в 70-х – синхонкаку, то есть новый). Звезда жанра – Содзи Симада, которого у нас активно издают ("Хрустальная пирамида" вот-вот выйдет "в бумаге"). Он же написал предисловие для "Смерти среди бессмертных", где подробно объяснил свои симпатии к старине Ван Дайну и его методам.
И поначалу кажется, что Имамура работает на этом же поле. Есть зануда-детектив, загородная база, труп (тоже одно из обязательных правил из методички), все под подозрением, логическая загадка... Но через пару десятков страниц становится понятно, что это как минимум хонкаку наоборот. А возможно, и попытка поиздеваться в хорошем смысле над столпами этого жанра, который ещё принято называть "убийством в закрытой комнате". В итоге и детективов здесь окажется несколько (а, по сути, в расследовании примут участие все находящиеся в "санатории"), и трупы будут плодиться, и у героев окажется масса скелетов в шкафу из прошлого, и лавстори проявится, когда не ждёшь.
Я уже не говорю про зомби: высшее "глумление" над хонкаку в том, чтобы добавить фантастических элементов (и нарушить ещё одно правило Ван Дайна!). На этом нюансы не заканчиваются. К примеру, "закрытую комнату" (виллу), где медленно и верно решается загадка, пытаются прогрызть извне, меняя правила игры, добавляя неизвестных и сокращая время на принятие решения.
Роман получается лёгким и динамичным (словно хорошее аниме или ранобэ), несмотря на местечковый зомби-апокалипсис, авантюрным, со стереотипными, но не пустыми японскими характерами и смазанной разгадкой, которая просто выдаётся, словно ответ в квизе (спободна разочаровать). Возможно, это тоже определённая пощёчина жанру в уже и так большой их череде, но и в общем и целом неожиданный новый опыт, который стал бестселлером на родине и обладателем всех престижных детективных наград.
11311