Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним3 августа 2014 г.

    Рискую остаться в меньшинстве и быть закиданной помидорами, но эту книгу я считаю ужасной. Она жестока, зла и неправдоподобна. Жестокость хлещет через край, зло и ненависть заливают страницы, характеры главных героев настолько чудовищны, а поступки настолько ничтожны и немилосердны, что в их способность любить кого-то, да хотя бы и друг друга, я не поверила ни на миг. И вся эта адская смесь бьет по мозгам, вызывая в душе взрыв негодования, возмущения и боли.

    Он – «жесткий, как мельничный жернов, и зубастый, как пила», желчный и злобный человек, не способный полюбить собственного ребенка, безжалостный, причиняющий боль, ненавидящий и мучающий всех вокруг. Разве в системе ценностей этого человека может быть место для большой любви?

    Она – самовлюбленная, капризная эгоистка с неустойчивой психикой и претензиями на исключительность.

    Безусловно, эта парочка стоит друг друга, соединись они, на свет появилось бы чудовище еще большее, чем они сами.

    Хитклиф ненавидит и мстит всем вокруг, не щадит ни взрослых, ни детей. За что?! Я поняла бы причину его ненависти к Эдгару Линтону, будь она порождением поступков Эдгара, будь последний виновным в том, что увел у него любимую. Но нет же, Кэтрин сама выбрала себе в мужья Эдгара, презрев происхождение Хитклифа и купившись на богатство, молодость, красоту Эдгара и принадлежность его к высшему сословию. Я тем более поняла бы Хитклифа, будь Эдгар виновен в смерти Кэтрин. Но Кэтрин со своим буйным нравом сама довела себя до безумия. Скорее у Эдгара должен быть свой счет к Хитклифу.

    Нет, не поступки Линтона породили эту ненависть. Хитклиф и в детстве был недобрым ребенком, а различные перипетии собственной судьбы лишь усилили темные стороны его натуры. Он родился с такой черной душой. Ненависть движет его поступками, а не любовь. Грань между чудовищным и нормальным все тоньше и тоньше. Для меня эта грань исчезла в эпизоде с повешенной на дереве собачкой невесты. Спасти падающего с высоты ребенка, инстинктивно (!) поймав его на лету, а потом сожалеть об этом (какой великолепный шанс отомстить упущен), споить человека до смерти, отлупить жену, разорить дочь той, которую когда-то называл своей душой – для Хитклифа все, что чудовищно, то нормально. И это все, надо полагать, от того, что в его сердце живет большая любовь?

    Эмили Бронте, задумывая этот роман, возможно, и хотела рассказать о том, что даже человек жестокий и немилосердный способен любить и страдать, но она так переборщила с темными красками, выписывая характер главного героя, что к тому моменту, когда Хитклиф произносит свои главные слова: «Я не могу жить без жизни моей! Я не могу жить без моей души!», кривая его злодеяний уже затеряна на таком заоблачном уровне, а презрение к нему столь велико, что хочется воскликнуть «Не верю!». Слишком красиво для человека, живущего одной лишь злобой и ненавистью, и слишком неправдоподобно. Страсти бушуют, но любовь ли это? Если это любовь, то она странная, дикая. Она не облагораживает, не делает души чище, глаза светлее, а помыслы добрее. Я назвала бы это одержимостью. Любящий человек не станет через 18 лет раскапывать могилу и вскрывать гроб, чтобы посмотреть на то, что осталось. Одержимый вполне способен на такое. Он и умер от того, что душа его сгорела от этой одержимости, и сам он выжег все вокруг, оставив лишь пепел. Да разве ж это любовь?

    И почему все думают, что Эмили Бронте написала роман о любви?

    19
    124