Рецензия на книгу
I Capture The Castle
Dodie Smith
Аноним10 января 2024 г.Ну нет! Это не лёгкая и милая книжка, скорее – атмосферная, что, чего уж греха таить, оттеняет происходящий в романе сюр.
Повествование ведётся от лица 17-летней Кассандры в форме личного дневника. Девушка живёт в старинном полуразвалившемся замке – крыша протекает, нет отопления и электричества, моется в чугунной ванне на кухне, отгородившись ширмой, а хоть сколь-нибудь ценные предметы интерьера не только давно проданы, но и деньги прожраны. Зато тут красивая природа и дом с историей, не абы что! Собственно, описания лугов, звёздной ночи, запахов, цветочков, прогулок в башню по полуобвалившейся лестнице и создают романтическую атмосферу: не похоже, что Кассандру сильно беспокоит постоянное чувство голода или отсутствие одежды подходящего размера – по крайней мере, пока совсем не прижмёт. Но тогда автор взмахивает волшебной палочкой – и на пороге оказывается мешочек с деньгами, свиной окорок или даже сам принц!
А теперь встречайте семью: папаня – известный писатель, который примерно пятнадцать лет назад выпустил единственный роман, заработал славу, деньги – и потерял музу. С тех пор бьёт баклуши и пачками читает детективы. Мачеха – натурщица Топаз, какое-то время назад позирующая популярным художникам, привыкшая быть предметом восхищения, с чем в текущем браке не очень. Работает только по дому, на досуге играет на лютне и уходит голой в лес, чтобы слиться с природой. 21-летней сестре Роуз опротивело жить в нищете – она мечтает выйти замуж за принца; и брат Томас, школьник – похоже, самый умный и адекватный в семье.
Я не сомневалась, что отец рано или поздно начнёт зарабатывать: он ведь гений, а гениев торопить нельзя! Это нам внушила мама.
Я расстроилась: вдруг отец решит, будто я упрекаю его в скудости гардероба? И, спеша сменить тему, задала наибестактнейший вопрос:
- Как работа?
На его лице появилось отрешённое вы- Ты уже взрослая, чтобы верить в сказки.
В общем, никто не работает и даже не в поиске. Действие романа происходит в середине 20 века, но герои, наверное, думают, что живут в 19-м, и высокое положение не позволяет. А кормит их Стивен, сын покойной экономки. Примерно ровесник Роуз, влюблён в Кассандру и, видно, очень благодарен семье, что его, малолетнего, после смерти матери не выгнали на улицу. Делает работу по дому, ухаживает за садом (даже на это не способны!) – не получает жалованья, не ест с семьёй за одним столом, дополнительно устроился пахать на ферму и отдаёт заработок Топаз. При этом семья боится, как бы Кассандра не ответила на его чувства, и отпускает уничижительные комментарии, называя парня, например, её пажом. Делается это, конечно, за глаза, потому что они – как бы там ни было – воспитанные люди.
Вскоре мечты сбываются: в особняк неподалёку приезжают из Америки Саймон и Нейл Коттоны – сыновья недавно умершего арендодателя замка, в котором живёт Кассандра с семьёй. Договор заключён на 40 лет, денюжки давно не выплачиваются, поэтому знаменитый писатель начинает переживать, как бы их не попросили освободить помещение, но случается чудо: один из братьев оказывается фанатом того единственного романа, тоже верит, что муза вернётся, и постепенно берёт семью на содержание. А Роуз пытается охмурить принца.
Вот такая вечеринка – вовсе не милая и уютная. Да и повествование от лица Кассандры не красит: за счёт условий жизни она для своего возраста порой слишком наивна, но в тоже время отпускает комментарии, достойные её семейки, – снисходительные. Например, знает о чувствах Стивена, но считает, что не сможет когда-нибудь ответить на его чувства, потому что… у него глуповатое выражение лица. Когда, благодаря Коттонам, появляются деньги и яства на столе, никому не приходит в голову улучшить его условия жизни. Девушку иногда посещает чувство стыда за свои мысли/поступки, но оно быстро рассасывается и последствий не имеет.
Поразительно, что сухарь, вроде Обри, так умён, а его глуповатая жена создаёт удивительной красоты снимки.Вообще, Кассандру часто посещают прямо противоположные мысли, из-за чего она совершает алогичные поступки – как, в принципе, многие герои. Понятно, что автор выбрал форму «что вижу, то пою», но, я считаю, что какие-то основные мотивы действий вполне можно было объяснить через диалоги. Хотя бы банальное: почему Коттоны ведутся на Роуз? Они взрослые мужи – красивой девушки не видели, что ли? Что ещё есть в ней такого особенного?
Обобщая, дело даже не в том, что герои бесячие – это нормально, правда, если они хорошо прописаны, а не с хромающей мотивацией. Однако автор через Кассандру говорит: быть бедным – судьба (почти прямая цитата). Семья выживает благодаря окружающим людям, а не собственным усилиям, имея для этого все условия и возможности. Более того, не только они воспринимают это как должное, но и их благодетели.
Помимо хорошо выписанной атмосферы, понравились две сцены – с медведем и попытка перевоспитания отца, – собственно, поэтому такая высокая оценка.
Отец взволнованно рассказывает, что американский критик обнаружил в романе подтексты, которых на самом деле нет, и возмущается наглой самодеятельностью литературоведов.
Наверное, с возрастом равнодушия прибавляется, а принципов убавляется.
По поцелую с чувствами не определишься.
17443