Рецензия на книгу
Отцы и дети
Иван Тургенев
Аноним10 января 2024 г."Отцы и дети" или "одинокий революционер"
"...Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно..."—нельзя было помочь и Базарову, однако об этом страдальце (хотя, разумеется, не только о нем) и пойдёт сегодня речь. Давно я наметил себе цель ознакомиться с культовым романом "отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева, и вот на мою долю выпала уже не честь, а обязанность встретиться лицом к лицу с этим эпохальным произведением. В романе этом принято признавать несколько основных тем, среди которых особенно ярко выделяются: конфликт поколений (конфликт отцов и детей), и конфликт разных слоёв общества (изжившего себя дворянства и поколения новых, деятельных молодых людей). Проблематика согласованности отцов и детей в романе раскрывается посредством изображения отношений двух главных героев с их родственниками.
Базаров и Кирсанов, внутренне совершенно противоположные личности, тем не менее сталкиваются с одинаковыми проблемами на поприще взаимного недопонимания их самих и их родителей. Проблема эта всегда будет существовать, так как следующее поколение всегда либо более прогрессивно, либо более регрессивно, чем предыдущее, и оба этих отклонения, независимо от степени их проявления, всегда порождают в душах воспитателей и воспитуемых внутренний конфликт, идейную расхожесть, которая так явно демонстрируется в романе на примере закоснелого нигилиста Базарова и его приверженного романтическим настроениям товарища Кирсанова, расхожесть во взглядах которых, тем не менее не мешает им иметь идентичные проблемы на фронте родительской привязанности. Но не только эта тема является литературным лейтмотивом романа. Проблема, неоднократно поднимаемая коллегами великого прозаика нашла глубокий отклик и в его произведении. Воплощается эта проблема в изжившей себя аристократии, ненужной более, так как на её место уже начинают приходить люди более деятельные и развитые; так, прогрессивные и либеральные идеи сменяет консервативные устои, гуманизм побеждает аристократизм, а крестьянам, выходцам из простых рабочих семей намечается высшая цель перерождения России и замены устаревших норм новыми идеалами. Базаров однако, в котором воплощается хотя и прогрессивное но ещё ультрарадикальное, нигилистическое начало является лишь предтечей будущих изменений и своеобразным прообразом и невольным глашатаем идей, которые сам, возможно ,ещё всецело не признает. Ему уготована "великая роль", он харизматичен, умен, он мог бы добиться успеха на любом поприще, но он потерян, он, является неким промежуточным вариантом. Он ещё не готов к переменам и поэтому в нём видна только одна сторона медали революционных идей, поэтому судьба его, подобно судьбе Лермонтовского Печорина столь трагична, и именно из—за этой его чуждости, из—за страха окружающих перед ним, перед его идеями: "я боюсь вас"—мелькает в голове у возлюбленной Базарова Одинцовой после его довольно дерзкого и бестактного посягательства на её свободу, он всегда бывает отвергнут обществом, даже несмотря на свои личные качества. В Базарове, не обращая внимания на его рациональность ещё есть что—то первобытное, хаотичное и даже отталкивающее, что—то, вследствие чего люди не понимают и сторонятся его, и именно из—за этого так трагично заканчивается жизнь этого подающего надежды молодого человека: возможного будущего реформатора, нынешнего нигилиста и минувшего естествоведа. Сам Базаров, подобно магниту, притягивает к себе внимание читателя, он холодно харизматичен, до прекрасного циничен и, как же без этого—бунтарь, что и делает образ Евгения Васильевича таким привлекательным для деятельных людей, таящих в себе революционный дух минувших времён.5219