Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отверженные

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним31 июля 2014 г.

    Вот и подошел к концу роман Виктора Гюго «Отверженные». Без преувеличения скажу: чтение было не из легких. Поскольку считаю, что подобную литературу стоит и нужно читать, набравшись терпения, довела начатое до конца.

    В данной книге Виктор Гюго выступает не только как рассказчик, но и как историк, и философ. С присущей ему скрупулезностью автор описывает исторические события, будь то битва при Ватерлоо или мятеж 1832 года. В книге есть детальные описания, начиная с портретов, характеров героев, и оканчивая архитектурой присущей 19 столетию. Ничего не ускользает из-под пера мастера. Кроме того, очень много философии, романист рассуждает о таких понятиях: как долг, честь, справедливость, любовь, ненависть или нищета, благородство души или же ее низость.
    Главным героем романа является Жан Вальжан – бывший каторжник, жизнь которого изменилась после встречи с епископом Диньским. Будучи человеком высокоморальным и стремящимся к свету, из-за своего положения он оказывается отвергнутым обществом. Всю свою жизнь он вынужден скрываться под чужими именами, не в силах раскрыть свое настоящее имя даже самому близкому человеку – своей приемной дочери. Сам Гюго дает исчерпывающую характеристику этому персонажу:


    «Милосердный злодей, сострадательный каторжник, кроткий, великодушный, который помогает в беде, воздает добром за зло, прощает своим ненавистникам, предпочитает жалость мести, который готов скорее погибнуть, чем погубить врага, и спасает человека, который оскорбил его, преступник коленопреклоненный на высотах добродетели, более близкий к ангелу, чем к человеку!»

    Козетта и Мариус – не менее важные персонажи романа. Козетта – молодая девушка,воплощение невинности и доброты, ангел в человеческом обличии. Является приемной дочерью Жана Вальжана, которую он взял на воспитание, после смерти ее родной матери. Добра по своей сущности, с искренним и открытым сердцем, способная на чистую и безоглядную любовь.
    Мариус Понмерси – молодой человек, жизнь которого по воле судьбы переплелась с жизнью Козетты и ее отца. Небогатый и честный юноша, рассудительный и смышленый. Мариусу присуща мечтательность, что делает его в некотором роде немного флегматиком. Юноша первый открыл в себе чувства к Козетте, благодаря своей настойчивости и силе воле, смог преодолеть все испытания на пути к счастью и остаться в конечном счете с возлюбленной.
    Одной из отличительных черт Гюго как романиста, является его любовь к крайностям. У него редко бывает золотая середина. Его герои либо очень счастливы, либо гонимы судьбой и обществом. Если же он вырисовывает образ злодея, вроде трактирщика Тенардье – этот герой получится редким негодяем без каких либо положительных сторон в характере или поступках.
    В романе очень много второстепенных действующих лиц. Остановлюсь лишь на тех, кто больше всего произвел на меня впечатления. Это дети Тенардье – Эпонина и Гаврош. Два редких алмаза, вышедших из придорожной пыли. Уличная девчонка Эпонина, которая не раз защищала счастье Мариуса и Козетты, не слишком умная и познавшая самый низ социальной лестницы, та, которая своей спиной прикрыла Мариуса от пули, потому что «была немного в него влюблена». По сравнению с ангельски очаровательной Козеттой, Эпонина кажется более настоящей, живой и преданной, что не может вызывать уважение к этому персонажу.
    Малыш Гаврош - ребенок, который не был нужен своим родителям, брошенный на произвол судьбы и выросший на улице. Несмотря на свой короткий век, это был славный малый, готовый без лишних слов помочь незнакомым детям, оставшимся без крова, преступнику, бежавшему от правосудия, или мятежникам, защищающим свои идеалы.
    И в завершении своей рецензии, словами самого писателя обозначу суть книги:


    «Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собой от начала до конца, в целом и частностях, - каковы бы не были отклонения, исключения и отельные срывы, - путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, от вожделение к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долг, от ада к небесам, от небытия к богу. Исходная точка - материя, конечный пункт - душа. В начале чудовище, в конце - ангел.»

    Какую-то определенную оценку роману поставить трудно. Для меня – это классика, которую должен знать каждый.

    5
    639