Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    Аноним7 января 2024 г.

    О природе зла

    Эта рукопись - не что иное, как хаотичные каждодневные записи, сделанные слезами с небольшой примесью чернил.

    "Я исповедуюсь" - это покаяние о неудачах прожитой жизни старика, страдающего деменцией. По сюжету мы следим за Адриа Ардеволом с ранних детских лет его глазами. Про свою детство он говорит: «родиться в этой семье было непростительной ошибкой». Он тщательно описывает своего жестокого отца, холодную безразличную мать и мироощущение всеми забытого мальчика, из которого лепят юного гения.


    «Когда я набирался храбрости сказать ей, что разбил колени вместо того, чтобы совершить чудо, она отправляла меня к Лоле Маленькой, а сама нетерпеливо ждала, чтобы моя интеллектуальная сверходаренность начала приносить плоды.»

    Треть книги мы следим за тем, как психику главного героя травмируют его близкие люди и происходящие события: он винит себя в смерти отца, винит себя в потери возлюбленной, считает себя никчемным человеком. По ходу повествования мы видим как Адриа превращается в своего отца, которого так ненавидел.


    «Ты передал мне наследственную болезнь - жжение в пальцах при виде предмета, которым хочется обладать»

    Он становится коллекционером, владельцем антикварного магазина, уважаемым преподавателем и философом, полиглотом и скрипачом. Себя Адриа характеризует так: «будущий историк идей без знания истории человечества».
    Большую часть книги занимают описания отношений с его лучшим другом. И на первый взгляд кажется, что это самая настоящая искренняя дружба, пронесенная сквозь года. Но Адриа Ардевол-Боск и Бернат Пленса часто не понимают друг друга, испытывают зависть и разочарование. О своем друге главный герой говорит «вместо того, чтобы быть счастливым играя в оркестре, он всегда находил повод быть несчастным.» Бернат всю жизнь пытается написать стоящий роман и даже в этом деле Адриа его обскакал:


    «Я всю свою сучью жизнь пытался написать что-нибудь стоящее, что бы потрясло читателей, а ты, никогда этим не занимавшийся, только взялся писать, как нащупал самое ранимое место в душе.»

    Романтическая история о любви к картавой еврейке Саре проведена нитью через всю книгу и раскрывается через детективный сюжет о скрипке Сториони. Антикварная скрипка на страницах этой книги - живой герой со своими главами и историями. История ее жизни и сделала эту книгу шедевром, потому что она печальна, многослойна, содержит в себе ужасы войны и религиозные отсылки. Вокруг читателя вертится калейдоскоп персонажей, которые были связаны с этой ценной реликвией. По сути мы читаем об эффекте бабочки, который разворачивается по ходу чтения и вызывает яркое послевкусие. Если бы отец Адриа не был таким беспринципным и жестоким, не наживался на чужом горе и не использовал разорившихся людей в военные годы, то жизнь сына сложилась бы совсем по другому. Он бы не встретил свою Сару, не обзавелся лучшим другом, не мучался всю жизнь от раскаяния и противоречивых чувств к отцу. Читатель следит за любовью Сары к Адриа вопреки преступлению его отца, который разорил семью Сары и довел до самоубийцства ее дядю.

    Не могу отдельно не отметить сюжетную линию с концлагерем в Аушвице. В ней описываются отдельные эпизоды из жизни надзирателей и заключенных, которые пересекались со скрипкой Сториони, а также ужасающие медицинские опыты. Эта сюжетная ветка придает книге глубины и монументальности, вызывает эмоции. Автор хотел показать, что для выживших жизнь оказалась пострашнее смерти. Что грехи не искупишь, если уедешь в богом забытую деревню лечить людей, как это сделал врач СС,прихватив с собой голубую салфетку умершей еврейской девочки. Кара все равно тебя настигнет.

    Форма повествования довольно сложная, потому что в одном абзаце мы читаем о разных историях от разных лиц и это создает путаницу в голове. Поэтому порог входа в книгу достаточно высокий, и первые 100 страниц даются с трудом. Но далее этот прием перестает раздражать и кажется абсолютно уместным в такой многослойной истории. Фрагменты сюжета отображают ускользающий ум блестящего гения, он рассыпается на куски вместе со всеми элементами этой истории-мозайки.

    Эта книга о природе зла. Мы читаем о зверстрах врача и надзирателя концлагеря, о мошенниках, укравших скрипку, о бессердечном отце Адриа, о финальном предательстве лучшего друга. Вместе с автором мы ищем ответ на вопрос «почему существует зло?» и не находим. Зло просто есть.

    Содержит спойлеры
    9
    543