Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июля 2014 г.

    Несмотря на то, что для меня это прежде всего символическое произведение, герои выписаны с шедевральным реализмом. Имея в виду алхимический символизм. Фролло - алхимик, т.е. он стремится создать Философский камень, но собирается его использовать в корыстных, личных целях, потому достижение его невозможно, в силу природы самого камня. Ему является Эсмеральда - Луна его Микрокосма. Но что делает он? Становится рабом вожделения, вместо того, чтобы подняться над ним. Фролло все подавлял в себе ради своей науки. Он жертвовал все ради этого. Копил знания, чтобы добиться результата. Да, он искатель, испытывающий жажду, но...не вечного, а власти. Потому он сам попадает под власть. Он был в отношениях с миром господин-раб, и нельзя долго оставаться на одной стороне, ибо другая неизменно качнет маятник в обратную сторону, так устроен наш ум. Неудачливый алхимик стал рабом своего желания к Эсмеральде.
    Эсмеральда. Ты самая прекрасная в прозведении. Нежная, танцующая, летающая, воплощение невинности. Ты - королева арго. Ты сделала, моя дорогая, то на что должна идти каждая девушка с высокими идеалами. Полюбила свое Солнце, Феба. Сияющего в доспехах, на коне со шпагой. Он спас тебя. Ты вечно ему благодарно. Ты отдаешься ему безвозратно, милая. Девушки, созданы, чтобы отдавать, отдавать всю себя. Так они поднимаются к горнему миру.
    Ты твердила Его имя, когда тебя заточили в темницу. Твоя молитва светит чудесной искренностью. Ты не знаешь сомнений в своей любви. Ты выше этого мира. Танцуй, Эсмеральда. Ты - совершенство.
    Вас не должно смущать, что Феб оказался там низким любителем женщин, и что для него цыганка, очередная девица. И что такого нельзя любить. Она любит не его, а свой Прообраз Мужественности, Героизма, Солнечности. Да, она не знает об этом. Да, она осталась в своей очарованности. Она не спустилась в реализм. А там ждет только одно - разочарование, безысходность. Образ никогда не совпадет с действительностью. Можно быть влюбленным в Образ и никогда не знать разочарования, правда для этого нужно обладать не слишком большим умом. Но для женщины ничего страшного в этом нет, она только становится от этого миловидней. Главное при этом не быть глупой в своей глупости, т.е. не выдавать себя за умную. А быть женщиной в своей женственности, т.е. нежной, принимающей, любящей, интуитивной, чувствующей. Зачем тут вообще ум в этих качествах? Достаточно чувств.
    То, что Феб - противоположность Эсмеральде, только делает красивей сам роман, где противоречия так сталкиваются между собой. Меня, как переживающую за Эсмеральду, кольнуло в сердце поведение Феба, но это только достоинство этой книги как искусства, т.е. способности вызывать чувства.
    Квазимодо. Уровень простого животного, еще не поднявшегося умом до человека. Но как раз разум ему не мешает испытывать искренние чувства к Фролло и Эсмеральде. В эпилоге, он как бы соединяется с Эсмеральдой. Это всего на всего символ соединения Земли(Квазимодо) и Неба(Эсмеральды). Но не мужского и женского, как в алхимическом браке.
    Но самых низкий персонаж, несмотря на то, что в начале он вполне вызывает симпатию это Гренгуар. Как можно было выбрать между Эсмеральдой и овечкой овцу???.. Он встречался с Эсмеральдой, но его сердце не затрепетало. Он остался равнодушным. Если Фролло и Феб, как нормальные мужчины, еще не научившиеся любить, испытали вожделение к ней, что вполне обычно, а Квазимодо обладал высоким почтением к цыганке(за это он нравится читателям), за это, собственно, он и награждается автором встречей с ней после смерти, хотя это уважение животного, а не возвышенное(занятно, что Фролло и Феб - развитые и обладающие умом люди испытывает "животные чувства", а Квазимодо, еще как бы животное, человеческие), то Гренгуар как поэт должен был увидеть в Эсмеральде Прекрасную Даму, Неземное Начало. У него должен был быть самый большой потенциал. Хотя он не пал как Фролло или Феб перед Эсмеральдой, а остался на своей уровне, зато было показано, как он пошл на самом деле.
    Все персонажи обладают насыщенной индивидуальностью. Меня также тронула история с матерью цыганки. Это Вечно-Материнское с Вечно-Женственным вместе. Только эти две женщины мне были по душе.
    И в конце пару слов про собор. Нотр-Дам-де Пари. Можно перевести так: Наша Дама Парижская. Наша Дама, наша Диана - алхимический термин. Для мужчины явление Прекрасной Дамы центральное в жизни, и цель ее - обретения союза с Ней. Наша Дама явилась, но только Квазимодо обрел более высокое состояние..человеческое. Но пройдет ли он дальше испытание, уже не в невинности, а с развитым умом мужчины и с жаждой завладеть. Сохранит ли он свои качества? Ибо, к примеру, его благодетель пал под ножкой чарующей цыганки.
    А мы - женщины, чувствуя звуки жизни, влюбляемся в свое Солнце, и отдавая Ему себя, находим более высокое состояния. На мой взгляд, Эсмеральда заслужила не Квазимодо, а Бога.

    Л.

    16
    149