Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Машенька

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Milena_Main26 июля 2014 г.

    Взялась читать Набокова, давно хотелось после "Лолиты" и "Дара". Много слышала разного, противоречивого, но, как я уже говорила как-то, литература, написанная в конце позапрошлого - начале прошлого века, оказывает на меня до странности терапевтический эффект. Вопреки, порой, царящему там в подавляющем большинстве настроению.
    "Машенька", впрочем, роман отнюдь не беспросветный, хотя эмигрантские нотки тоски и безнадежности, чувства утраты и звучат в нем, приправленный фирменным набоковским стилем, его вычурным, переплетенным языком со странными, искаженными метафорами и сравнениями.
    Действие камерное, происходит в пансионе для эмигрантов и в воспоминаниях героя. Да, на задворках есть еще где-то Берлин, но пансион этот - замкнутый мирок, из которого нет выхода, и упоминаемые окрестности кажутся лишь закономерным приложением к нему, не более. Вещь в себе и целый мир.
    Главный герой, Ганин, герой странный. Есть в нем отдельные привлекательные черты, и все же, он, скорее, отталкивает, чем вызывает сочувствие. Своим снобизмом и презрением к слабости, старости и столь ненавидимой "пошлости", презрением, вполне свойственным молодой здоровой юности, полной сил, несмотря на все утраты, понятным презрением, но оттого не более привлекательным.
    Не Машеньку любит Ганин, а свое воспоминание о ней. Она для него не более чем образ, соединяющий в себе утраченный рай, утраченную родину, которая, в свою очередь, тоже не настоящая, а созданная сплавом памяти и воображения, да старую любовь юных, отдаленных лет. А впрочем, Машеньку Ганин не любил даже тогда, когда она была рядом с ним. Сейчас в ней он любит воспоминание свое, а тогда - мечту, прекрасную иллюзию, которая тут же, вместе с его "любовью" рассыпалась в пыль, стоило ей только воплотиться в жизнь.
    Посыл понятный, образы всегда ярче, притягательнее, кажутся значительней, чем реальность. И все же они не настоящие. За такой красивой сказкой о Машеньке нельзя разглядеть и полюбить живую Машеньку, настоящую женщину. А Ганин, похоже, и вовсе любить не способен, - не только ее, вообще кого бы то ни было. Он тоже замкнут в себе, в своих воспоминаниях и чувствах, как все насельники этого пансиона.
    Но, однако, есть, по меньшей мере одна черта, за которую Ганина стоит уважать. Он - единственный среди всех постояльцев! - нашел в себе силы, полностью насладившись мечтой и впитав ее, двинуться дальше, покинуть пределы пансиона, разорвать заколдованный круг, сделав шаг в будущее. Собственно, именно из-за этого финала я склонна рассматривать роман, скорее, как позитивный, чем трагический.

    4
    16