Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним23 июля 2014 г.

    Сказать, что книга меня впечатлила - ничего не сказать. Книга ударила под дых, оставив ощущение полной безысходности и отчаяния.

    Эта история заставила переосмыслить многие жизненные основы, саму изменчивую человеческую природу.

    Виктор Франкенштейн для меня - вдохновляющий персонаж, образец ученого, обладающего незаурядными способностями, неистощимой волей и силой духа. Изначально меня поразило его неутомимое стремление к истине, к познаниям, к поиску секрета жизни и смерти. Больше всего в нем удивляет та сдержанность, с которой он принимался за эти поиски. Он изначально не лелеял надежду стать богом и управлять человеческими судьбами, он полностью отдавал себе отчет в своих стремлениях и ограниченных возможностях. Безусловно, как и все гениальные люди, он грезил мыслями о великих делах, но при этом он никогда не надеялся стать чем-то большим, чем человек, не жаждал запредельных способностей.

    Возможно, именно это и сыграло с ним злую шутку, ведь, не грезя великим могуществом, он не задумывался и об ответственности, которую придется нести за своё творение.

    Кто бы мог подумать, что деятельность, которая приносила ему когда-то радость жизни, станет ему отвратительна? Кто мог предугадать, что весь его гений и талант, вложенные в одно единственное дело, послужат великому злу и принесут в итоге сплошные несчастья?

    Безусловно, на Викторе лежит доля вины за его творение. Ведь всё сложилось бы иначе, если бы он завершил дело до конца и создал не бессмысленную плоть, а воспитал бы настоящего человека. Поэтому в том, чем стал монстр, можно винить Виктора, ведь у его творения не было никакой надежды. Он был брошен на произвол судьбы взрослой по строению, но не развитой по разуму особью, без всякой надежды на сострадание или помощь.

    Однако, в монстре не стоит видеть лишь созданное безумным доктором творение. В нем отчетливо можно разглядеть отчаявшегося человека, изнемогающего от отсутствия любви и доброты. Разве не тому нас учит это произведение, что преступниками не рождаются?

    Полвека спустя Виктор Гюго в своих "Отверженных" будет более подробно обращать наше внимание на истоки преступности, уже более детально и менее абстрактно анализируя все возможные причины появления корня зла в несчастном человеке. Но это уже, как говорится, совсем другая история. А пока можно насладиться этой проникновенной и трагической повестью о борьбе человека с последствиями своих ошибок, о вечном изгнании, об обречении на бесконечные страдания в стремлении постичь тайну, не доступную роду человеческому.

    2
    58