Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Infinite Jest

David Foster Wallace

  • Аватар пользователя
    Аноним27 декабря 2023 г.

    «Бесконечная» «шутка» над читателем

    Что ж, это было долгое, увлекательное и бесконечно мучительное приключение — и выразить всё то, что я испытала в процессе чтения — почти невозможно. Однако, я попытаюсь.

    Об одном из картриджей (фильмов) Сама в книге было: «озадаченность, потом скука, а потом нетерпение, а потом мучения, а потом почти что ярость, которые вызывает у зрителей фильма статическая повторяющаяся финальная 1/3 фильма, вызывались ради каких-то теоретическо-эстетических целей,— или же Сам просто поразительно хреновый монтажер?». Я думаю, Уоллес хотел достичь именно такого эффекта от своей книги — и у него получилось!

    Я прочитала первые 500 страниц, а потом просто-напросто — отвалилась на пару месяцев, утонув в чудесных, милых, ЛЕГКИХ мирах фэнтези. И только после — смогла продолжить чтение и, наконец, усмирить Бесконечную шутку (насколько для меня это возможно).

    О, как я бесилась, как злилась — на автора, на книгу, на текст. И как восхищалась, смеялась — от текста, от книги, от автора. Я убеждена, что у каждого читателя складываются свои (почти интимные) отношения с чтением этой книги. Именно с чтением и времяпрепровождением. Потому что сюжет тут даже не главное, скорее, сюжет — это декорации к форме.

    Форма — вот что тут важно. В БШ нет каких-то замысловатых конструкций, БШ — это сплошная замысловатая конструкция процесса.

    Расскажу о своем процессе: я перестала замечать незнакомые сложные слова (их много); я спокойно могла отлететь на каких-то скучных отрывках, а потом всё равно всё понимать; я постоянно видела в тексте отсылки к себе самому; я видела эту невероятную паутину, которую сплел Уоллес, из-за который мысли трепетали, постоянно вихрились, воспоминания распаковывались. Это сложно передать словами.

    Порой мне казалось, что книга меня абьюзит, что автор издевается надо мной, что он проверяет меня на стойкость; затем я думала, что автор вообще не умеет увлечь читателя (я ошиблась); только к концу книги я начала понимать, что он делает и КАК он это делает.

    В БШ действительно не так важен сюжет, хотя и в нем, безусловно, можно найти много интересного: и про зависимость, и про безумие, и про откровения. НО ЭТО НЕ ВАЖНО, важно время, которое ты провел с книгой, как ты проходил через все испытания, как бросал и пытался снова. И тогда книга вознаградит тебя неописуемым почти интерактивным, галлюциногенным читательским опытом.

    О, эти сноски (после некоторых (всех) хочется орать)! О, этот извечный вопрос «Зачем, ЗАЧЕМ я это читаю?»! О, огромные пласты текста, этот частокол букв, через который так сложно продираться! Я ненавидела это всё, я мучилась, страдала и… не могла бросить.

    Чего стоит эта иллюзия бесконечности книги, когда ты думаешь: «Сегодня дочитаю до 700 страницы», а потом перемалываешься в сносках по 10 страниц и забиваешь на свое мнение, чего я там и сколько хотел прочитать.

    Детали, детали, детали — наверное, это как раз тот случай, когда детали были сделаны только ради деталей, ради самого их присутствия, а не ради текста в них. Да, имхо, в тексте многое излишне нагромождено, однако, если читать всё, то это воздастся вспышками прозрения и узнавания в последующем процессе чтения (которые очень приятны).

    Шутка точно не для слабонервных. И не для тех, кто ждет захватывающего сюжета, скорее для тех, кто не боится нырнуть в пучины безумия автора, кто готов хорошенько поработать (потому что ничего в этой книге вам не подадут на блюдечке), и готов получать наслаждение от искусства — форменного, почти реалистичного, видимого на уровне инстинктов и осознаваний.

    Не бойтесь своих эмоций, не бойтесь, если не видите смысла вообще ни в чем, не бойтесь сложных слов, предложений, глав — если рассматривать книгу отдельными частями — то это кромешный мрак и ад, если же в конце осознать ее всю, вкупе с текстом, с эмоциями и всеми хитростями, которыми ты хотел облегчить себе процесс чтения, то ощутишь — какой же это всё огромный перфоманс, искусство формы.

    Текст будет туманить тебе мозги, будет отвлекать, махать руками, усыплять, потом взрывать, раздражать (специально, ей-богу!), качать на качелях, но вот один секрет — чем невнимательней и как бы наискосок будешь читать, тем медленнее будет чтение. Не знаю, как это работает, но только открывшись тексту и начав погружаться в него — количество страниц начинает уменьшаться, только решишь расслабиться и топчешься на месте. Будто текст закрыт от тебя.

    Великая книга, которую я никогда не возьмусь перечитывать. Великий и совершенно гениально-безумный автор.

    8
    662